1653 год Франция. Арендатор парижской почты граф Жан Ренуар де Виллайе получил от Людовика XIV привилегию на организацию городской почты Парижа. В то время в Париже единственная городская почта помещалась в небольшом помещении на улице Сент-Жак. Каждый, кто хотел отправить письмо, должен был явиться на почту, сдать письмо и уплатить почтовый сбор. Встав во главе городской почты, граф приказал установить почтовые ящики, в которые можно было опускать письма. Предварительно были установлены единые тарифы и введена предварительная оплата отправлений. Для этой цели были выпущены специальные ярлыки (лентообразная бандероль) с надписью «Свидетельство об уплате почтового сбора» на одной стороне и «почтовый сбор оплачен, …... 1653 года» на другой. Они продавались по цене в 1 соль (5 сантимов или 1/20 ливра) не только у специального чиновника в королевском дворце, но и у швейцаров, в монастырях и т.п. Ярлыки нужно было прикреплять к письму таким образом, чтобы почтовый чиновник мог легко отделить их. Ярлыки (своеобразные почтовые квитанции) оставались у почтальона, доставившего письмо. Разрешалось прикладывать к письму и вторую оплаченную, но не заполненную квитанцию – своеобразное письмо с оплаченным ответом. Две сотни почтальонов, трижды в день разносили оплаченные письма. Мы не знаем, как выглядели бандероли (ярлыки) Виллайе т.к. ни одной из них не сохранилось.
Конец восьмидесятых годов XVII века Англия. Предприниматель Роберт Муррей решил монополизировать всю внутреннюю почту английской столицы, введя весьма низкий для того времени единый почтовый тариф. Он организовал первую частную почту в Лондоне названную «Penny Post». Свое название она получала от величины тарифа – за 1 пенни она доставляла письма и посылки весом до 1 фунта (454 грамма) в пределах города. После того, как «Penny Post» (1680 год) перешла в руки купца Вильяма Доквра (Dockwra) она стала очень популярна. Вильям Доквр открыл в городе около 500 приемных пунктов и семь почтамтов (по числу районов города). Буква “L” в штемпеле означает почтамт на Лайм Стрит, буква “P” – почтамт в районе собора святого Павла. Доставка корреспонденции производилась в среднем 4-5 раз, а в центре города даже 10-12 раз в день. Отправитель оплачивал тариф при сдаче письма на приемный пункт. При этом на конверт ставился треугольный штемпель с надписью «PENNY/post/paid». При доставке письма на него ставился второй штемпель в виде сердца. В его верхней части находилось слово «Mor» или «Af» (Первая или вторая половина дня), а в нижней указывался час доставки. Следует отметить, что «Penny Post» была национализирована в 1698 году и просуществовала почти в неизменном виде до почтовой реформы Англии 1840 года, связанной с введением почтовой марки. Несколько писем «Penny Post» занимают почетное место филателистической коллекции Британского музея почты. На одном из них (со штемпелем с буквой “P”), доставленном в 1681 году очень интересен адрес. В переводе он выглядит следующим образом: «Доставить на улицу, куда выходит крыло церкви в конце Ломбард Стрит».
1819 год Италия. В королевстве Сардиния были выпущены листы почтовой бумаги. Они назывались Carta postala bolata (штемпельная почтовая бумага) и продавалась по цене в 15, 25 и 50 чентазими.
От номинала зависело расстояние доставки. Цена указывалась в штемпеле. Вместе с ценой на штемпеле был изображен мальчик на коне, трубящий в почтовый рожек. Форма штемпеля зависела от цены листа (соответственно круглый, овальный, восьмиугольный). По рисунку эти листы именуются у коллекционеров «маленькие всадники» или «маленькие лошадки». Бумага продавалась во всех королевских конторах и табачных лавках. В 1837 году листы изъяли из обращения.
1838 год Австралия. В Новом Южном Уэльсе были выпущены конверты с вытесненным на них королевским гербом. В стоимость конверта включалась и оплата почтовой доставки.
1845 год Россия.
Первым
использовало штемпельные конверты
почтовое ведомство Финляндии, входившей в
ту пору в состав России.
Великое княжество
Финляндское пользовалось некоторыми
привилегиями, среди которых – право на
организацию собственной почты, фактически
независимой от российской. Более
решительная почтовая администрация
Финляндии раньше, чем в России, пришла к
необходимости проведения преобразований
на почте. Циркуляром от 23 ноября 1844 года
уведомлялись почтовые отделения Великого
княжества, а также почтовый департамент в
Санкт-Петербурге, что с 1 января 1845 года в
Финляндии вводятся в обращение штемпельные
конверты.
В
Санкт-Петербурге пересылка писем в «штемпельных
кувертах» началась с 1 декабря 1845 года.
Император Николай
I,
по докладу главноначальствующего над
Почтовым департаментом, 19 октября 1845 года
одобрил введение в России знаков почтовой
оплаты в виде штемпельных конвертов для
городской почты. 23 ноября 1845 года читатели
петербургской газеты «Северная пчела»
прочитали сообщение о том, что для удобства
публики признано полезным введение в
употребление особых почтовых «кувертов» со
штемпелями, установив цену за каждый по 6
коп. серебром: по 1 коп. за «куверт» и по 5 коп.
за пересылку.
К этому времени в Санкт- Петербурге действовала хорошо налаженная городская почта, начавшая функционировать с января 1833 года. Корреспонденция сдавалась на почту через приемные пункты, организованные в мелочных лавках. Сначала было открыто 42 приемных пунктов. К середине 1834 года число приемных пунктов было увеличено до 108. Почтовый сбор до введения штемпельных конвертов взимался с клиентов только наличными деньгами. За прием и сохранность корреспонденции и денег несли ответственность хозяева лавок. После оплаты сбора корреспонденция опускалась в находящийся запертый почтовый ящик, из которого вынимались и доставлялись на почту несколько раз в день.
До 1843 года городская
корреспонденция доставлялась в
единственное отделение Санкт-Петербургской
городской почты в почтамте, откуда
разносилась адресатам 3 раза в день. Ко
времени введения штемпельных конвертов
было открыто второе отделение городской
почты, и доставка корреспонденции
осуществлялась уже 6 раз в день.
В связи с введением штемпельных
конвертов почтовый департамент обязал
управляющего Санкт-Петербургской
городской почтой открыть дополнительные
приемные пункты в семи больших магазинах на
главных улицах города. Было решено
снабдить магазины «ящиками для приема
писем, подобно ящикам, которые находятся в
мелочных лавках, но не простого, а дубового
или ясеннего дерева».
Сами «штемпельные куверты »
выпускались различным форматом из белой
бумаги без водяного знака, верхний клапан
конверта не гуммировался. Выглядели они
довольно просто. Это впечатление
усиливалось тем, что штемпеля ставились на
ручном прессе. Место штемпеля на лицевой
стороне не было строго определено, поэтому
до нас дошли конверты со штемпелями в
разных углах лицевой стороны, а также на
клапане. Не сразу окончательно
определилось и место знака почтовой оплаты
на конверте – правый верхний угол.
В 1846 году были введены в употребление
штемпельные почтовые листы, в том числе
совмещенные с раскроем штемпельного
конверта.
Кроме внутригородской корреспонденции,
в этих конвертах принималась, в летние
месяцы, корреспонденция для дачных мест под
Санкт-Петербургом. В 1846 году на вокзалах
первой в России Царскосельский железной
дороги, в Санкт-Петербурге, Царском Селе и
Павловске для писем в штемпельных
конвертах были установлены почтовые ящики,
которые функционировали с мая по ноябрь.
В последующие годы сфера деятельности
Санкт-Петербургской городской почты
постепенно распространяется на весь
столичный уезд. К концу 60-х городская почта
действовала между населенными пунктами уже
круглогодично.
Успех штемпельных конвертов побудил
почтовый департамент незамедлительно
ввести это новшество и в Москве. Здесь
продажа «штемпельных кувертов» была
открыта 27 февраля 1846 года и осуществлялась
двумя отделениями городской почты, а также
всеми отделениями общегосударственной
почты. Кроме действовавших в мелочных
лавках пунктов приема корреспонденции,
московский почт-директор счел
целесообразным учредить для Москвы
приемные места для писем в больших
кондитерских, так как они работали и в
праздничные дни, а в будни закрывались
позднее всех остальных магазинов.
Штемпельные конверты намного облегчили
работу городской почты. Отпала
необходимость денежных расчетов с
лавочниками, упростилось ведение
регистрации почты, до минимума свелся учет,
и повысилась оперативность. Быстрое
распространение конвертов повлекло за
собой совершенствование способов отправки
корреспонденции, Теперь не нужно было с
каждым письмом идти на почтамт или
обращаться к лавочнику. В 1848 году вначале в
Санкт-Петербурге, а затем и в Москве
появляются почтовые ящики. В отличие от
ящиков городской почты они устанавливались
прямо на улице, доступ к ним обеспечивался в
любое время. Почтовые ящики быстро
прижились в России, получив признание сразу,
а во многих странах Европы на их
распространение понадобилось не менее 50
лет.
Популярность штемпельных конвертов в Санкт-Петербурге и Москве была настолько велика, что в 1848 году почтовым департаментом было принято решение ввести штемпельные конверты для иногородней корреспонденции.
В 1858
году их ввели для Варшавы
и ряда других городов. Причем в 1858 году в
Варшаве для пробы в течении года
использовались конверты петербургской
городской почты, и
только
с 1 января 1859 года были выпущены специальные
конверты с печатью Главного почтового
казначейства., которая ставилась вручную.
Введение общегосударственных штемпельных конвертов для иногородней, простой, частной корреспонденции внутри России, а также для адресуемой в Финляндию, было рассмотрено Государственным советом и утверждено 26 января 1848 года Николаем I.
Почтовый департамент вводил эти конверты
согласно почтовых тарифов 1843 года (10 коп.
серебром с каждого лота веса письма).
Конверты были выпущены для писем весом 1,2 и 3
лота соответственно; стоимость в 10+1 коп. с
черным штемпелем на верхнем клапане
конверта, 20+1 коп. – с синим и 30+1 коп, – о
красным штемпелем. Одна копейка взималась
за конверт.
В 1866 году приемные пункты в лавках и магазинах были закрыты, а вместо них установлены обычные почтовые ящики.
1840 год Англия. Наверное, самым невезучим предшественником почтовой марки, оказался проект выпуска почтовых конвертов, называемых «конвертами Малреди» (по фамилии автора рисунка, известного английского графика, члена королевской Академии изящных искусств Уильяма Малреди). В Англии готовились к почтовой реформе. Подготовка шла полным ходом, и было решено для подтверждения факта оплаты использовать два способа. Первый – с помощью особой квитанции, которая должна наклеиваться на отправление. Второй – путем использования специально изготовленных конвертов.
Выглядели «конверты Малреди» весьма внушительно. Всю лицевую сторону его занимает аллегорический рисунок. В верхней части фигура Британии, сидящей на скале. У ног ее лев, рядом щит с изображением флага Великобритании. По обе стороны от головы Британии располагаются летящие ангелы – символ добрых новостей. В отдалении парусные корабли и оленьи упряжки. Здесь же изображения индусов на слонах, китайцев с косичками, индейцев приветствующих миссионеров, купцов с товарами и сцены чтения писем. Вся эта помпезная композиция должна была символизировать развитие почтовой связи на обширных землях, подвластных британской короне. Конверты печатались на лучших сортах бумаги с шелковыми нитями и соответствовали по цвету и номиналам почтовым маркам. У одного с рисунком черного цвета было написано «Postage. One penny”, у другого с синим рисунком «Postage. Two pence”. Все было сделано таким образом, чтобы конверты пришлись по вкусу населению и могли достойно представлять в мире Британскую империю.
«Конверт Малреди» и почтовая марка вышли в свет в один день 1 мая 1940 года. И хотя королевский почтмейстер Р.Хилл надеялся на «конверт Малреди» больше, чем на свое изобретение – почтовую марку, на практике вышло другое. Конверты при всей их помпезности не пользовались популярностью у населения. Более того, в газетах стали появляться карикатуры и анекдоты по этому поводу. Наибольшей критике подвергся рисунок Малреди. Он был воспринят как выражение колониальных устремлений Великобритании. Стали распространяться многочисленные выпуски конвертов с сатирическими вариациями на тему рисунка Малреди. Позднее коллекционеры насчитали 47 карикатурных вариантов «конверта Малреди». Не совсем так, как ему хотелось, на Уильям Малреди добился для себя мировой известности.
Встретив такой прохладный прием «конверты Малреди» просуществовали очень недолгое время. Вскоре их изъяли из обращения и сейчас они представляют большую редкость. Их можно встретить только в коллекциях на крупных филателистических выставках. На иллюстрации справа показан один из них, который прошел почту 19 ноября 1840.
Почтовая
же марка начала свое триумфальное шествие
по планете.