Глава 18. Материалы для почтовых марок.

      То, что почтовые марки печатают на бумаге известно всем. Можно уточнить, что марки печатали на тонкой и на толстой бумаге, на белой и цветной, на рыхлой и меловой, на светящейся и бумаге с ароматом цветов, на бумаге без водяных знаков и с водяными знаками. Говорить о различных сортах бумаги мы не будем, а на водяных знаках немного остановимся.

 «Затем я исследовал содержание воды в водяных знаках…»

       Водяной знак это внутреннее видимое на свет изображение (утончение), получающееся в процессе производства специальных сортов бумаги. Бумага с водяными знаками используется для печати документов, денежных знаков, знаков почтовой оплаты и служит одной из степеней защиты от подделок. Водяные знаки для коллекционеров имеют довольно большое значение. Они на почтовых марках лучше видны обычно с обратной стороны, но встречаются и исключения. В 1936 году  Олимпийские Игры проводила Германия. Эти игры должны были показать все величие Третьего рейха и правительство обеспечило мощную пропагандистскую компанию игр. В результате коллекционеры получили невиданно большое количество филателистического материала Олимпиады-36. Почтовые блоки, посвященных Олимпиаде-36 были отпечатаны на специальной, для этого изготовленной бумаге, на которой номер олимпиады, название города и год проведения  были выполнены водяными знаками, которые хорошо просматриваются и с внешней стороны.

       История филателии знает несколько случаев, когда для изготовления марок применялась не совсем обычная бумага.

         Начало этому нововведению положила Пруссия, где в 1866 г. были выпущены две почтовые марки с высоким номиналом – 10 и 30 зильбергрошей. Марки отпечатаны на бумаге, покрытой пленкой коллодия. Они не продавались, а служили для внутренних расчетов почты. Снять их с бумаги было невозможно – при соприкосновении с водой растворялся слой коллодия и изображение уничтожалось. Этим исключалась возможность вторичного использования марки.

        В благополучное время и почтовые марки печатаются на хорошей бумаге. Во времена войн и других потрясений в ход идет бумага похуже качеством. А когда нет и ее, приходится искать любую замену. Так появились довольно любопытные марки, напечатанные на географических картах и не допечатанных денежных знаков.

         Расскажем об этом более подробно. Во время первой мировой войны значительная часть Латвии была оккупирована Германией. В 1917 году в Латвии была провозглашена советская, однако вскоре по Брест-Литовскому договору Советская Россия опять передает Латвию Германии. В ноябре 1918 года Латвия становится независимой и решает выпустить собственные почтовые марки. Решение принято, однако оказалось, что  печатать марки не на чем – в стране просто нет бумаги. После некоторой растерянности (все же собственные почтовые марки важный атрибут независимости) был найден выход, было использовано оставшееся после Германии наследство – немалый запас  карт немецкого Генштаба. А когда закончился и этот источник, то появились марки, напечатанные на школьных тетрадках и марки, выпущенные на обратной стороне не допечатанных денежных знаков Советов Рабочих и Солдатских Депутатов г. Риги.

 

 

         После второй мировой войны почтовые администрации различных стран обратили свои взоры к совершенно невероятным материалам. Но расскажем и об этом по порядку.

         В 1955 году в Венгрии отмечалась 20-летие национальной алюминиевой промышленности. Этот круглый юбилей было решено отметить выпуском почтовой марки. И тут кому-то пришло в голову оригинальная мысль – напечатать марки не на бумаге, а на материале юбиляра, на алюминиевой фольге. Решение принято и в результате филателисты получили первую в мире металлическую марку. Небольшим тиражом на серебристой фольге толщиной 0.009 мм синей краской и тиснением нанесен модный в то время индустриальный пейзаж с летящим самолетом. Тончайшая фольга было наклеена на бумажную подложку и получившиеся листы перфорированы.

        Первая «металлическая» марка получилась довольно невыразительной. Тончайшая фольга со временем стала коробиться, синяя краска немного осыпаться  и марка, даже практически в идеальном состоянии, выглядит не очень приглядно. Небольшой тираж и «слабое здоровье» алюминиевого первенца привели к тому, что она встречается довольно редко. И приношу свои извинения за плохое качество этой иллюстрации. Лучше у меня просто не получилось, хотя качество оригинала очень хорошее. Видимо именно по этой причине я никогда не встречал эту иллюстрацию в литературе. Иллюстрации этой марке нет даже в каталоге "Михель".

        В 1961 году в СССР вышла марка огромного номинала 1 рубль, которая посвящалась предстоящему XXII съезду Коммунистической Партии Советского Союза. Эта марка тоже была выпущена на алюминиевой фольге. Только, учитывая несколько неудачный опыт венгерских почтовиков, толщина фольги была больше, применялись более стойкие краски. В СССР еще дважды выходили марки на алюминиевой фольге в 1965 году вышли две довольно удачные марки, посвященные дню космонавтики и в 1976 к XXV съезду КПСС вышла еще одна марка на фольге золотистого цвета. Она была выпущена с претензией под более дорогой материал - золотую фольгу. Тем более, что к 1976 году уже множество стран выпустили почтовые марки на золотой фольге.

          В 1963 году филателисты мира были потрясены очередной сенсацией. На свете появились золотые марки, причем в  прямом смысле. Небольшое островное государство Тонга, основой экономики которого является туризм, решила обратить на себя внимание именно выпуском необычных почтовых марок. И первым вкладом явился выпуск серии круглых марок на золотой фольге, на которых были изображения королевы (Тонга – конституционная монархия) и герба государства. Золотые марки имели большой успех, и почтовые администрации многих стран обратили на это свое внимание.

          В 1966 г. почта Габонской республики почтила мемориальной золотой маркой светлую память Альберта Швейцера. Здесь его знали и любили все. Самоотверженный врач и выдающийся ученый посвятил всю свою жизнь служению народам Африки. В 1913 году он построил в Габоне больницу и свыше 50 лет работал в этой стране. Марка Габона – листок золотой фольги, размером 45х30 мм. На ней методом рельефного тиснения нанесены карта Габона, портрет Швейцера, даты его рождения и смерти. Несмотря на высокий номинал – 1000 франков (пересылка международного авиаписьма в то время стоила 25 франков) тираж марки разошелся буквально в течение несколько часов. Ну а дальше золотые марки появляются  и в других странах. Особенно любят их выпускать беднейшие страны мира (Гайана, Мали, Чад и ряд других). Кстати Гайана это современное название Британской Гвианы, подарившей миру одну из самых известных марок мира. Ну а причины, побуждающие беднейшие страны мира выпускать марки на золотой и серебряной фольге достаточно прозаичны: их эмиссионная политика находится в руках международных филателистических агентств, о которых более подробно говорится в главе 14. И все удовольствие это довольно дорогое, поэтому, выпустив один раз марку на золотой фольге, некоторые страны в дальнейшем пытаются повторно снять лавры с этой миниатюры. Оказывается для этого достаточно дать ее изображение на обычной почтовой марке и можно резко увеличить номинал.

          Кстати серебряную фольгу для печати своих марок недавно использовала и почта Голландии, которая в последнее время,  частенько удивляет коллекционеров своими оригинальными новинками.

         1958 год  принес коллекционерам интересную новинку – шелковый блок. Этим оригинальным выпуском  отметила почта Польши собственное 400-летие.

           1 963 год принес коллекционерам не только золотые марки, но и первый почтовый блок, напечатанный на искусственной ткани. Так отметила свои успехи в развитии химической промышленности Германская Демократическая Республика. Почта ГДР выпустила  памятный блок «Химия для мира и социализма». Он отпечатан в две краски на дедероне. Этот необычный блок был мгновенно раскуплен.

          В дальнейшем выпуски почтовых марок на тканях  были и в других странах. А почта Франции и США часто использует шелк для иллюстраций своих конвертов первого дня.

          В 1956 году вышли две почтовые марки в честь приема Италии в ООН. Изображение земного шара дано таким образом, что при рассмотрении их через специальные очки возникает стереоскопический эффект. Это первые стереоскопические марки мира. Но этот выпуск стерео марок, не может ни в какой степени сравниться с тем, что появилось чуть позднее в Бутане. Марки Бутана так экзотичны, что заслуживают более подробного описания.

         Итак, Бутан – небольшое азиатское государство (Восточные Гималаи) с население 1.8 миллиона человек (1995 год). Это одна из самых слаборазвитых стран мира. Получив независимость в 1949 году, Бутан только в 1962 году создал собственную почтовую службу, которая только в 1965 году стала осуществлять все почтовые операции. Именно с этого времени местные власти начали уделять повышенное внимание выпуску оригинальных почтовых марок. Печать всех почтовых марок Бутан производит в лучших типографиях мира. Именно в Бутане вышли в 1967 году первые стереоскопические марки, напечатанные в Японии. Способ печатания стереоскопических марок довольно дорог. Снимки для марок  были сделаны специальной камерой, которая весит около тонны. А точность печати стерео марок в три раза больше, чем при высокой печати.

         Изданы в Бутане и марки на золотой фольге, с изображением золотых монет Бутана в натуральную величину. Следует сказать, что изображения монет часто появляются на марках разных стран, выполненных на фольге. Чаще всего это алюминиевая фольга, но с претензией на золото или серебро.

         Очень эффектны и почтовые марки с репродукциями картин. Эти марки изданы на тонком картоне способом факсимиле. Они великолепно передают объемность знаменитых полотен, хорошо видны мазки красок и даже фактура холста.  А в 1971 году вышли марки-барельефы, которые выполнены в пластике. Эти марки дают возможность коллекционеру, как говорится, своими руками прикоснуться к мировым шедеврам культуры.

         А чтобы во всем мире лучше узнали о стране, в Бутане выпустили серию  марок-пластинок. Эту марку-пластинку действительно можно поставить на проигрыватель, имеющий скорость 33 оборота в минуту и прослушать на английском языке историю королевства. На другой тот же текст, но на официальном языке Бутана. А на  остальных – мелодии народных песен и гимн государства.

         В 1968 году Бутан выпустил серию из 12 марок «История стали», на которой изображены основные этапы в истории производства стали (домны, прокатные станы, блюминги и т.п.). Не трудно догадаться, что материалом для этой серии послужила стальная фольга толщиной всего 0.025 мм.

         Есть в мире еще несколько стран, которые регулярно радуют филателистов своими неожиданными новинками. Одна из них Парагвай. Остановлюсь только на одной из самых неожиданных придумок почтовой службы Парагвая. В 1981 году вышла очередная из многочисленных серий по живописи. На почтовом блоке изображено одно из творений великого Дюрера. Самое необычное в выпуске этого блока то, что материалом для него послужил тонкий деревянный шпон. Да, именно тот материал, который чаще всего применяется при производстве мебели. Для прочности слой шпона с нанесенным рисунком наклеен на бумагу. По мнению инициаторов выпуска, рисунок на натуральном шпоне (а проще сказать дереве) лучше отражает дух оригинала.

      Когда появились первые стереоскопические марки, то были они достаточно толстыми и хотя их можно было клеить на конверт, но это было не очень удобно. Прошло совсем немного времени, и типографиям стал доступен новый способ – печать голографического изображения. Сначала эту технологию применяли для защиты денежных знаков больших номиналов (Австрия), важных документов (например, въездные визы). Но с развитием полиграфической техники стоимость печати голограмм стала заметно снижаться, и ее стали использовать почтовые ведомства. Одной из первых голографические вставки на почтовых марках выполнила почта Финляндии, в 1999 году подобная серия появилась в Германии. А в 2000 году в честь всемирной выставки « World Stamp Expo 2000» вышла серия из 5 почтовых блоков. Так вот марки в трех блоках были полностью выполнены техникой голографии. Тончайший материал, на котором выполнена голограмма просто монтируется в слой бумаги в нужном месте и получается интереснейшая вещь. Качество голограмм США просто великолепно. Я специально показываю марки Германии с голографическими вставками в гашеном варианте, чтобы показать, что голограмма не создает для людей никаких проблем при отправке корреспонденции.

     

           В заключение следует упомянуть о самоклеющихся марках. После изобретения  клея, который хорошо приклеивается ко всему, кроме специальной бумаги  (подложки) эта новинка стала интенсивно расширять свою сферу применения. В настоящее время самоклейки дело достаточно обычное (ценники, ярлыки, реклама и т.п.), но уже в самом начале ими стали интересоваться работники почтовых служб. Дело в том, что почтовую марку – самоклейку практически невозможно снять с конверта и использовать вторично. Производственный процесс изготовления самоклеющихся марок принципиально отличается от печати бумажных знаков почтовой оплаты. Для самоклеющихся марок не нужны зубцы. На первом этапе каждая марка вырубалась специальным штампам отдельно и помещалась на подложку. Именно эта особенность побудила почтовые ведомства придавать своим почтовым маркам самые экзотические формы. А это обстоятельство многократно усиливало интерес коллекционеров. Первооткрывателем выступило небольшое африканское государство Сьерра-Леоне. В феврале 1964 г. почтовые отделения в Фритуане  буквально осаждались сотнями филателистов. Причина – выход в обращение серии из 14 марок (7 для обычной почты, 7 для авиапочты) невиданного формата. Маркам придана форма контуры страны, как она выглядит на географической карте. Успех таких марок был ошеломляющим. И почтовые администрации многих стран стали интенсивно эксплуатировать плодотворную идею.  И долгое время идет борьба за оригинальность своих марок между Сьерра-Леоне и островным государством Тонга. 

         Однако в последнее время даже великие  державы не прочь подчеркнуть оригинальность собственных марок не только по содержанию и исполнению, но и за счет формы.        

 

 

 

Hosted by uCoz