Конверты первого дня.

 

          В филателистической прессе разных стран, время от времени, возникает спор о том, следует ли собирать конверты первого дня, а также об их роли и месте в общих или тематических коллекциях. Именно конверты первого дня (КПД) являются наиболее спорным филателистическим материалом. Множество специалистов высказывается по этому поводу, однако общего подхода к коллекционированию КПД нет до сих пор.

          Лучше ознакомим кратко коллекционеров с историей этих конвертов.    Думается, что конверты первого дня следует поделить на два основных вида.

          К первому следует отнести ставшие теперь классическими оригинальные конверты с марками, гашенными обычным календарным штемпелем в первый день выпуска их в обращение. Они составляют важный элемент в области документации и истории почты. Подобные конверты, например, с первой английской маркой[1] достигали на аукционах фантастических цен. Наиболее распространено коллекционирование КПД в Соединенных Штатах Америки, где конверты первого дня конца XIX и начала XX веков являются желанным объектом для филателистов и ни каких споров никогда не вызывают.

          Очень скоро почтовые работники США заметили, что в день  выпуска новых знаков почтовой оплаты значительно увеличивается объемы продаж этих марок и число почтовых отправлений. Чтобы усилить интерес к новым выпускам, почтовые администрации многих стран одновременно выпускают и специальный штемпель, который подчеркивает дату выхода знаков почтовой оплаты.        Так появились и получили широчайшее распространение почтовые штемпеля «первого дня». Дальше эстафету подхватили американские торговцы, которые стали печатать памятные конверты, выпущенные специально для использования  в первый день выпуска марки в обращение. В результате появился второй тип КПД, который и является предметом спора коллекционеров.

          Обратимся к филателистическому словарю. В нем говорится: «конверт первого дня – конверт с почтовой маркой, погашенной календарным или специальным штемпелем в первый день выпуска марки в почтовое обращение». Вроде бы все ясно и понятно, однако неясны причины ожесточенного спора филателистов.

          Давайте разберемся более подробно. Конверт первого дня состоит из трех элементов: почтовая марка, почтовый штемпель и собственно конверт. Если первые два элемента не вызывают никаких споров, то причина всех дебатов является оболочка почтового отправления т.е. сам конверт.          

          Итак, самая спорная часть КПД немаркированный конверт, на который наклеивается только что вышедшая в свет  почтовая марка и гасится почтовым штемпелем. Специальные немаркированные конверты, как правило, имеют иллюстрацию, а часто и соответствующие надписи, указывающие на цель выпуска, например «первый день» или «конверт первого дня». Текст помещается на лицевой стороне  или же на клапане конверта на русском языке, а иногда на английском (First day cover),  французском (Premier Jour), или немецком (Еrsttagebrief). В зависимости от иллюстрации и текста конверт используют либо для гашения вполне определенной марки, либо для любых марок из той серии, к которой он подготовлен. Филателистам известны и так называемые «дежурные» иллюстрированные конверты, на которых гасятся любые почтовые марки. Ниже приведена иллюстрация КПД Республики Науру с таким «дежурным» конвертом.

       Вернемся еще раз к истории появления конвертов первого дня. Если вначале их появление не носило организованного характера, то в последние годы изданием КПД официально занимаются почтовые и филателистические организации. И именно это обстоятельство[2] является причиной спора.

          По характеру издания специальные конверты делятся на официальные, полуофициальные и неофициальные[3]. Официальные конверты выпускаются почтовым ведомством, либо другой организацией от его имени. Полуофициальные выпускают, например, общества филателистов, музеи, выставки. Неофициальные конверты -  это выпуски, осуществляемые различными коммерческими организациями. В СССР, например, первые специальные конверты выпустило Всесоюзное объединение «Международная книга» для реализации их за границей. Главной филателистической конторой «Росглавкниги» в 1962  году был издан единственный конверт для гашения первого дня. Он гасился штемпелем «5-летие со дня запуска первого в мире советского искусственного спутника Земли». В 1962 – 1963 гг. такие конверты выпускало МГОК, а с 1967 года – Всесоюзное общество филателистов. Эти издания не имели текста «Первый день», отсутствовали и общие элементы оформления. Конверты для гашения первого дня, выпущенные МГОК и ВОФ, продавались уже в оформленном виде. И только в 1968 году появились первые официальные конверты для гашения первого дня, которые выпускало ЦФА «Союзпечать», поэтому на них стояла эмблема ЦФА. С 1976 года они издаются Министерством связи СССР (по заказу ЦФА); на них появился охранный знак ã, указывающий, что авторская собственность рисунка конверта принадлежит Министерству связи.

          Включать или не включать КПД в свою  тематическую коллекцию, каждый должен решать для себя сам. Тезис недопустимости включения КПД, конверт для которого был напечатан не почтовым ведомством, я считаю, совершенно абсурдным[4]. Никогда, нигде в почтовых правилах не было требования об обязательности выпуска конвертов и других видов оболочек для почтовых отправлений (с наклеенными марками) именно учреждениями связи. И это без сомнения, правильно. Что касается инициаторов появления КПД - почтовой администрации США, то она сама никогда не выпускала немаркированных конвертов, используемых для гашения первого дня. В США существует несколько фирм, которые и занимаются этим. Наиболее крупными и известными из них являются фирмы «Artmaster», которая оформляет немаркированные конверты США с 1936 года и фирма «ArtCraft» работа которой началась в 1933 году. В них работают талантливые художники-графики, работа которых позволяет лаконичными средствами дать как можно больше информации о выходящей почтовой марке. Этим они очень выгодно отличаются от  официальных конвертов ЦФА «Союзпечати», художники которой с непонятным упорством практически повторяют сюжет марки, плодя унылые «конверты-максимумы». Для иллюстрации хочется показать крупным планом работу этих фирм на примере одного и того же выпуска. 4 августа 1977 года в США вышла особо ничем ни примечательная марка номиналом 13 центов. На ней достаточно простой рисунок: голубь и изображение моста и короткая надпись по вертикали «United StatesCanada» и горизонтали «Peace Bridge 1927 -77». Вряд ли коллекционер другой страны поймет, в честь какого события сделан этот выпуск. Что бы понять это следует углубиться в каталоги и энциклопедии. Но вот мы начинаем рассматривать каше на конвертах первого дня. И сразу становится все ясно. Марка выпущена в честь 50-летия моста, который соединяет США и Канаду. А этот мост, названный мостом дружбы сооружен в 1927 году в ознаменовании 100 летнего юбилея подписания договора дружбы и сотрудничества между этими странами. Здесь же мы видим и фотографию Франка Берда, получившего в истории  звание «отец моста». Может, интерпретация несколько вольна, однако на каше есть вся информация, по которой можно быстро уточнить все детали.

          А вот пример из того же 1977 года. Ниже приведен один из КПД СССР. Что новое мы можем увидеть, рассматривая его. Ровным счетом то же, что и на почтовой марке. Естественно, что помещать такой конверт в экспозицию, наверно не имеет смысла. Почтовый штемпель можно использовать и на вырезке.

          Вернемся к вопросу классификации современных конвертов первого дня. Как уже говорилась, по классификации, сложившейся в России, КПД делятся: на официальные, полуофициальные и неофициальные. Так к последним, в России, принято относить  КПД, немаркированный конверт к которым напечатан коммерческими частными фирмами. Повторюсь еще раз, все, что относится к классификации, является предметом больших дискуссий и часто не имеет общепринятого толкования. Вряд ли согласятся с термином «неофициальный», к которым по российской классификации относятся КПД США, и коллекционеры знаков почтовой оплаты США. Например, фирма «ArtCraft», работающая над рисунками для конвертов первого дня США и ООН, на своих каше ставит надпись «OFFICIAL FIRST DAY OF ISSUE[5]» наличие которого вряд ли потерпело почтовое ведомство США и почтовая администрация штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, если бы фирма не имела на это право.

          А вот еще пример. Мода на КПД очень медленно проникала из Соединенных Штатов в Европу. Например, во Франции, где филателия пользуется большой популярностью, лишь в 1936 году была сделана первая попытка выпустить конверт первого дня по случаю 100-летия со дня смерти Клода Жозефа Руже де Лиля, офицера французской армии, создателя музыки и слов «Марсельезы». Видимо, конверт не имел успеха, и следующий французский КПД филателисты увидели только в 1943 году. Однако с этого времени они встречаются все чаще и чаще. Французские КПД отличаются одной особенностью: гашение конвертов производится не постоянно в Париже, а в разных городах[6] Франции, о чем филателисты всегда ставятся в известность. Конверты обычно печатают крупные фирмы[7] или же филателистические общества, Нужно признать, что большинство французских конвертов старательно и красиво оформлено. На обороте дается подробное описание марки и, прежде всего – сведения, относящиеся к данной теме: например, биографии людей, чьи портреты изображены на марках. Поэтому, французские КПД содержат много интересной и полезной информации и играют важную просветительскую роль. В последнее время, такую же практику взяла на вооружение американская фирма «Artmaster». Почтовые администрации многих стран выпускают рекламные листки с описание серии, техническими деталями и даже изображениями нового выпуска, которые нередко вкладывают в КПД.

          Есть еще один аспект, который вызывает многочисленные споры среди коллекционеров. Некоторые коллекционеры считают, что КПД не прошедший почту вообще не может считаться коллекционным материалом, другие считают что «не прошедшие почту» конверты полной коллекционной ценности[8] не имеют», третьи считают, что любой КПД это коллекционный материал.

          Действительно,  любое почтовое отправление, в т.ч. и КПД, прошедшее почту интереснее, чем просто оформленный экземпляр.  Однако в этом вопросе следует проявлять сдержанность. Категоричное суждение в ту или иную сторону не совсем корректно. Действительно, филателисты многих стран имеют возможность заранее купить немаркированные конверты, надписать на них адреса и направить их почтовому отделению, где планируется провести гашение первого дня. В этом почтовом отделении на все полученные конверты наклеивают новые почтовые марки, гасят их штемпелем первого дня и отправляют по назначению. А что делать филателистам России? Если у вас нет знакомых в Москве, которые смогут это сделать в частном порядке, то ваша учесть решена – вы можете иметь только чистые КПД. Так, что вариантов очень немного.

          В заключении хочется сказать, что коллекционирование конвертов первого дня очень популярная и интересная область филателии. Достаточно сказать, что в США при выпуске новой почтовой марке гасится штемпелями «Первый день» от 113 тысяч до 1 миллиона конвертов. Как видно из этих цифр количество любителей КПД во всем мире довольно значительно.

          Но особенно любят конверты первого дня в Америке. Не даром в американском городе Шайенн – административном центре штата Вайоминг, на территории которого находится большая часть старейшего и самого крупного в США Иеллоустонского национального парка, на улице Рэндэлл Бульвар, 702 находится первый и единственный в мире Национальный музей конверта первого дня. Открытие музея в 1979 году стало знаменательным событием, так как под его крышей для всеобщего обозрения были впервые выставлены редчайшие, наиболее известные и ценные конверты первого дня. Сегодня посетители этого уникального музея имеют возможность увидеть одну из самых значительных и обширных в мире коллекций конвертов первого дня. Круглый год открыты двери музея для свободного бесплатного входа посетителей. Американцы называют свой Национальный музей конвертов первого дня «учителем истории».

 

 

 


[1] Об этом мы уже говорили в главе «Рождение почтовой марки».

[2] А если говорить откровенно, то предмет спора - наличие или отсутствие почтовой (государственной) монополии на выпуск немаркированных конвертов, т.е. просто вопрос о возможной прибыли от заказа на печать конвертов.

[3] Согласно наиболее распространенной классификации, принятой среди российских филателистов.

[4] Иллюстрация на КПД всегда тесно связана с почтовой маркой в отличие от маркированного конверта со стандартной маркой. А ведь иллюстрированные маркированные конверты  включают в тематическую коллекцию именно из-за иллюстрации.

[5] Официальный КПД.

[6] Как бы хотелось, чтобы прободную практику стала использовать почта России. А то у филателистов сложилось мнение, что Россия состоит только из одного города, имя которого – Москва.

[7] И опять может возникнуть спор, если следовать российской классификации, официальны или нет КПД Франции.

[8] Своеобразная «осетрина второй свежести».

Hosted by uCoz