Секретка. Почтовый лист. Аэрограмма.

 

 

         В некоторых странах в обращении находятся так называемые секретки, представляющие собой по сути дела двойную открытку, снабженную по внутреннему краю гуммировкой, отделенной от остальной площади секретки перфорацией. Текст пишется на внутренней стороне секретки. Затем она заклеивается и пересылается адресату. Получатель, вскрывая секретку, попросту обрывает склеенный край, отделенный перфорацией.

          Секретка была изобретена в 1871 году венгром Кароли Акином, а в 1879 году впервые официально введена для пневматической почты в Париже. Для обычной почты впервые секретки были выпущены Бельгией в 1882 году.

          В конце XIX – начале XX веков секретки получили широкое распространение. Преимущества такого вида цельных вещей для почтовой переписки очевидны. Не нужно конверта: секретка одновременно служит и конвертом и бумагой для письма, и, в отличие от почтовой карточки, прочесть текст, не вскрыв ее, невозможно. Однако в связи с трудностями полиграфического исполнения интерес к изданию секреток стал заметно падать, и сейчас их выпуск почти везде прекращен.

          В почтовое обращение в России они поступили в 1890 году. Секретка представляла собой перегнутый пополам лист плотной почтовой бумаги размером 140х168 мм. В 7 мм от обреза он перфорировался. На отделенную зубцовкой верхнюю или нижнюю кромку секретки наносился клеевой слой. На лицевой стороне слева в верхнем углу – государственный герб, справа – почтовая марка, между ними надпись «Закрытое письмо» или «Письмо», в центре нижней отрывной части пояснение: «Для вскрытия отрывать края по проколу». Внутренняя часть предназначалась для письма. Номинал марок на секретке соответствовал почтовым тарифам за пересылку письма: городского – 5 коп., иногороднего – 7 коп., международного – 10 коп. Первоначально перфорирование секреток проводилось отдельно по каждой из трех сторон. Линии проколов пересекались под прямым углом, и края секретки при этом имели шесть точек надрыва. В ходе почтовых обработок они могли получить непроизвольные повреждения, что ставило под сомнение саму цель – обеспечение тайны содержания письма для посторонних. Поэтому последующие выпуски, в том числе и выпуски 1890 года, изготавливались новым способом, который в большей степени обеспечивал сохранность заклеенной секретки. Перфорационные проколы со всех сторон делались одновременно, не пересекались и были закруглены в нижней части. Тем самым образовывались только две точки надрыва.

          В 1895 году выпускается первая секретка для русской почты на Востоке с текстом на русском и французском языках, маркой типа «Восточная корреспонденция» на лицевой стороне.

          В 1905 году в порядке эксперимента для Петербургского адресного стола были выпущены секретки двух видов: запросные и ответные. Тексты на них аналогичны текстам на почтовых карточках адресных столов. Секретка для городского запроса с маркой в 5 коп., продавалась в почтовых отделениях за 14 коп., для иногороднего – за 18 коп. Таким образом, клиенты сразу оплачивали стоимость ответной секретки, которые находились в адресном столе, и стоимость услуг за выдачу справки – 4 коп. Адресные секретки в обращении находились короткое время и крайне редки.

          В 1922 году в нашей стране впервые отмечался День филателии. К этому событию на двух дореволюционных секретках была сделана специальная надпечатка черной типографской краской: «Филателия – детям 19 августа 1922 г.», а поверх аннулированного знака почтовой оплаты – надпечатка Государственного герба РСФСР. Эти секретки продавались только 19 августа на Московском почтамте вместе с известной серией советских почтовых марок «Филателия – детям» и использовались так же, как немаркированные бланки.

          В СССР почтовая секретка вышла в 1928 году. В специальном циркуляре Народного Комиссариата почт и телеграфов СССР за № 67/187 от 31 мая 1928 года сообщалось о выпуске ее в почтовое обращение с маркой номиналом 8 копеек и установлении продажной стоимости 9 копеек.

      Секретка напечатана типографским способом зеленой краской на специальной бумаге с водяным знаком в виде пятиконечной звезды и надписи на ленте «Почта» на языках народов СССР. На лицевой части внешней стороны секретки в правом верхнем углу в качестве знака почтовой оплаты напечатана марка достоинством 8 копеек с рисунком рабочего из 2-го стандартного выпуска почтовых марок СССР. В левом верхнем углу изображен Государственный герб СССР. В центре между маркой и гербом – надпись: «Закрытое письмо» в две строки на русском языке и эсперанто.

          Прекращение выпуска секреток можно объяснить экономическими проблемами. Просто почта, вместо секреток, вернулась к уже известной цельной вещи – почтовому листу[1]. Разница между ними незначительна (почтовый лист не имеет перфорации[2]), а технологически печатать его значительно проще, следовательно, себестоимость его уменьшается и почта получает значительную выгоду. Суть же почтового листа все та же – это облегченное закрытое письмо, представляющие собой лист тонкой бумаги. Он размечен таким образом, что после того, как его заполнили и свернули по напечатанным линиям, а затем заклеили гуммированными клапанами, получилось почтовое отправление, в котором один и тот же лист используется и для текста и является конвертом.

          Почтовые листы в России издавались в течении многих лет в конце XIXвека. В СССР в годы Великой Отечественной войны выпустили почтовый лист с напечатанной маркой номиналом 30 копеек «Летчик» из 6-го стандартного выпуска, который является единственным случаем выпуска маркированного почтового листа в СССР. Следует сказать, что почтовые листы используются  в других странах и в настоящее время. Для примера показан почтовый лист Италии 1978 года выпуска.

          Однако чрезвычайно широко во всем мире используется почтовые листы, которые служат для пересылки сообщений воздушной почтой. Именно для воздушной почты вес почтовых отправлений очень важен. Такой почтовый лист получил собственное имя – аэрограмма. Официальный термин «аэрограмма» был введен Международным почтовым союзом на конференции в Брюсселе в 1952 году. Коллекционирование аэрограмм очень популярно в США, Австралии, Японии и других странах, ведущих большую международную переписку. Дело в том, что первая весовая категория,  минимальной оплаты за пересылку международного авиаписьма, составляет 5 грамм. Аэрограмма идеально подходит для этой цели. В Нью-Йорке есть клуб коллекционеров аэрограмм, который живо интересуется выпусками аэрограмм всего мира и выпускает специальный каталог. Почтовое ведомство США издает массовыми тиражами большое количество аэрограмм, на которых часто можно видеть и рекламные тексты.

 

          Если мы заговорили о рекламе, то нельзя обойти вниманием интересные выпуски почтовых листов с рекламными объявлениями. Подобные цельные вещи выпускались в различных странах в конце XIX – начале XX века. В настоящее время уже никого нельзя удивить наличием многочисленной рекламы на страницах периодических изданий. Рекламные фирмы ищут все новые и новые пути и способы донести рекламу своих клиентов до потребителей. Очень часто рекламные издания, причем достаточно хорошего полиграфического исполнения, совершенно бесплатно доставляются в наши почтовые ящики. Рекламные почтовые листы выполняли такую же функцию.

             В 1898 – 1901 годах в почтовом обращении России, наряду с традиционными цельными вещами (конвертами, секретками и почтовыми карточками), была несколько необычная цельная вещь - «Закрытое письмо с объявлениями». На адресной стороне письма в две строки было напечатано, что «Чистый доход поступает в пользу детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии».

       Бланк письма состоял из листа почтовой бумаги форматом 21,5х30 см, сложенного вчетверо, с двумя гуммированными клапанами для заклейки. Издание бланков для писем осуществлялось Главной конторой благотворительных писем с разрешения почтового департамента Министерства внутренних дел. Главная контора находилась в Петербурге, а ее филиалы для сбора объявлений и в других городах (Москва, Саратов, Одесса, Рига, Казань, Симферополь, Ростове–на-Дону, Харьков, Варшава, Уфа и Киев). Фирмы рекламировали свой товар и услуги, почтовое ведомство получало необходимые суммы за свои услуги, получали благотворительные суммы приюты, а население имело возможность  со скидкой отправлять свои сообщения на таких рекламных почтовых листах.

          С каждого проданного закрытого письма 1 коп отчислялась детским приютам, 5 или 7 коп предназначались почтовому департаменту, на печатание листа расходовалось – 1 коп. Таким образом, каждое письмо обходилось конторе в 7 или 9 коп, а продавались они за 4 или 5 коп. Разница покрывалась доходами от публикации объявлений. Следует отметить, что российские рекламные почтовые листы были рекордными по размеру.

 

 

 


[1] Следует сказать, что почтовые листы получили широкое распространение во многих странах мира еще в прошлом веке.

[2]  Кроме того, почтовые листы имеют самую различную форму и размеры, но после складывания по отмеченным линиям приобретают размер обычного конверта.

 

Hosted by uCoz