Впервые штемпеля на корреспонденцию стали ставить в середине 17 века. Изобретение почтового штемпеля приписывается тогдашнему откупщику королевской почты Генри Бишопу, назначенному в 1660 году первым генеральным почтмейстером Соединенного королевства.
Заметим однако, что причины, которые привели к появлению штемпелей Бишопа, по предположениям историков, не были связаны с почтовыми потребностями. Политическая борьба между республиканцами и роялистами, после падения правительства Оливера Кромвеля, обострилась. Обе стороны пытались перехватывать письма политических противников и черпать из них информацию. Чтобы покончить с этой порочной практикой Генри Бишоп приказал ввести специальные штемпеля для контроля за сроками прохождением почты.
Штемпель,который ввел Бишоп имел форму круга и был разделен на две части. В одной части буквами обозначался месяц, а в другой цифрами день. Письма штемпелевались на каждой почтовой станции, что позволяло контролировать сроки ее доставки. Наиболее ранний известный штемпель Бишопа датирован 19 апреля 1661 года. Несколько позднее королевская почта стала применять дополнительные почтовые штемпеля, заменившие отметки, которые прежде делались от руки.
«Штемпеля Бишопа», как их называют англичане, использовались в Лондоне, Бристоле и Эксетере, а также в Шотландии, Ирландки и шести заморских владениях. Следует сказать, что сведений о штемпелях Бишопа в современной филателистической литературе почти нет. Тем ценнее для нас лист из 12 виньеток, посвященный лондонской Международной филателистической выставке 1960 г. В нижней части листка напечатано: «Трехсотлетие со дня назначения на должность первого генерального почтмейстера Соединенного королевства полковника Генри Бишопа, 1660 – 1663, который приказал накладывать штемпель на каждое письмо. На рисунках – образцы первых почтовых штемпелей Англии, Шотландии, Ирландии а шести заморских владений».
На каждой виньетке слева помещен портрет Генри Бишопа, а справа – один из его штемпелей и надпись: «Первый почтовый штемпель», название города, в котором им пользовались, и год применения. Между рамкой и перфорацией надписи: «Лондон. Международная филателистическая .выставка. Королевский фестивальный зал. Южная гавань. 9 – 16 июля 1960».
Лист составлен таким образом, что мы можем видеть изображение штемпелей различных мест клеймения, различных годов, но охватывающих название всех месяцев года (от января до декабря). Итак на листе есть штемпеля Бишопа для:
Калькутта (Индия) 2 JAN |
Эксетер (Англия) FE 18 |
Дублин (Ирландия) MR 17 |
Лондон (Англия) AP 23 |
Нью-Йорк (Нью-Йорк) 5 MA |
Чарлстон (Юж. Каролина) IV 7 |
Филадельфия (Пенсильв.) 4 IY |
Бристоль (Англия) AV 1 |
Квебек (Канада) 13 SE |
Олбани (Нью-Йорк) 10 OC |
Эдинбург (Шотландия) NO 30 |
Бостон (Массачусетс) 16 DE |
Рассматривая виньетки, мы узнаем, что
заморские владения (колонии) Англии, в
которых были введены «бишоповские штемпеля»,
были расположены в Индии (Калькутта – 1), в
Северной Америке: Нью- йорк (Нью-йорк – 5 и
Олбани – 10), Южная Каролина (Чарлстон – 6),
Пенсильвання (Филадельфия – 7), Массачусетс
(Бостон – 12) и в Канаде (Квебек – 9).
Рисунки штемпелей неоднотипны. Обозначение названия месяца двумя буквами в верхней части штемпеля (по типу лондонского – 4) было сохранено только для Ирландии (Дублин – 3), Шотландии (Эдинбург – 11), и Чарлстона-6. Однако в рисунке штемпеля, применявшегося в Чарлстоне, нет черты, делящей круг на две половины; Дублинский штемпель состоит из двух полукружий, а эдинбургский – не круглый, а овальный, и нижняя часть овала отграничена от верхней.
Однотипны штемпеля для Нью-йорка, Филадельфии, Квебека, Олбани и Бостона. Они круглые, но черты, делящей кружок на две части, как в лондонском штемпеле, в них нет, и название месяца расположено не вверху, а внизу, а дата – вверху. В штемпеле для Филадельфии, кроме того, месяц обозначен не первыми двумя буквами его названия, как в других штемпелях, а первой и последней буквами.
В штемпелях для Эксетера (2) и Бристоля (8) название месяца, так же как в лондонском штемпеле, расположено вверху и обозначено двумя буквами, но сами штемпеля не круглые, а фигурные: эксетерский – в форме латинской прописной буквы «Е», а бристольский – в форме буквы «В».
Введение системы штемпелевания писем значительно повысило доверие населения к государственной почте. Делать штемпеля со сменяемой датой тогда еще не умели, поэтому набор штемпелей для почтовой станции состоял из 366 штук.
Таким образом, Англия является родиной не только почтовой марки, но и почтового штемпеля. Следует отметить, что первые почтовые штемпеля получили название штемпелей клеймения, так как или клеймились (помечались) все письма прошедшие почту. Идею Бишопа помечать каждое письмо штемпелем с указанием даты подхватили и развили почтовики многих стран.
В 1680 году на лондонской городской «Penny post» стал применять специальный штемпель с указанием срока доставки письма. “Mor: 8” – 8 утра “Af:4” – 4 часа после полудня.
В 30-е годы
девятнадцатого века в России в городах с
большим объемом корреспонденции тоже
использовались штемпеля клеймения. Они
имели календарную дату и надпись «получено».
Позднее стали указывать и время суток.
В 1685 году Стокгольмский почтамт ввел специальные штемпеля, которые указывали почтальону о необходимости взыскивания почтового сбора с получателя. Если на письме стоял штемпель с буквой “F”, то это означало, что почтовый сбор оплатил отправитель. Другой штемпель с буквой “B” обозначал необходимость взыскивания почтового сбора с получателя. Чуть позднее, во многих европейских странах, стали широко применяться штемпеля “Franco” – без оплаты и “Porto” – оплата получателем. Термин «франко» (оплачено отправителем) стал важным термином почтовой службы. Франкировка письма, франкировальная машина – подобные словосочетания понятны сегодня всем
Прошло еще
несколько лет, и почтовики придумали еще
один штемпель – географический. Он
указывал местность, где находится почтовое
отделение, принявшее или доставившее
письмо. Наиболее ранний географический
штемпель известен на письме, отправленном
из города Бове (Франция) в марте 1695 года. В
России самый ранний географический
штемпель датирован 28 октября 1765 года.
Календарные штемпеля Бишопа и Довкра («Penny Post») и географические штемпеля применялись до конца 18 - начала 19 века. Было не очень удобно на письме ставить множество штемпелей. Однажды, кому-то пришло в голову совместить штемпель Бишопа с географическим штемпелем и сделав дату переводной. Таким образом, получился календарный штемпель. В дальнейшем мы будем использовать именно этот термин.
Введение почтовых штемпелей привело в дальнейшем к появлению штемпельных конвертов с проставленными на них штемпелями, которые подтверждали оплату почтового тарифа. Более подробно о таких конвертах рассказано в главе «Предшественники почтовой марки». Вскоре появляется и почтовая марка. При появлении штемпельных конвертов и, особенно при появлении почтовой марки, роль почтового штемпеля начинает меняться.
В домарочный период, штемпеля выполняли две основные функции: информировали о необходимости взыскания почтового сбора с получателя и фиксировали время и место прохождения, доставки и вручения корреспонденции. При появлении штемпельных конвертов и почтовой марки функции почтовых штемпелей несколько изменились. Прежде всего, штемпель перестает выполнять функции знака почтовой оплаты, эти функции стала выполнять сама почтовая марка, либо напечатанный франкоштемпель. Однако появляется новая функция штемпеля - он должен был погасить (аннулировать) почтовую марку или напечатанный франкоштемпель.
Для этой цели появились специальные «немые» (номерные) штемпеля. «Немые» т.к. они не содержали никакого текста, а только цифру, литеру или геометрическую фигуру. Назначение таких штемпелей было очень простым – следовало тщательно погасить знак почтовой оплаты так, чтобы им нельзя было воспользоваться повторно. Однако эра «немых» штемпелей была довольно короткой.
После появления почтовых марок во всех странах значительно вырос объем почтовой переписки. Стало ясно, что применение нескольких штемпелей затрудняет работу почты. Поэтому в 1860 году в России циркуляром Главного управление почт были введены календарные штемпеля единого образца.
Календарный штемпель стал использоваться в качестве штемпеля гашения, если он проставлен на почтовой марке, в качестве штемпеля, удостоверяющего поступление письма, (в этом случае оттиск делается на лицевой стороне конверта), или штемпеля для входящей корреспонденции (транзит, получение). В последнем случае оттиск делается на обратной стороне конверта. Кроме того, календарный штемпель может использоваться в качестве служебной печати, например на почтовых квитанциях. Унификация внешнего вида и регламентация применения штемпелей проводилась и в других странах. Так, согласно решениям Всемирного почтового союза, в России в 1890 и 1903 году были в очередной раз изменены формы календарных штемпелей. На конгрессе ВПС 1985 года было решено месяц отправления и получения международной корреспонденции обозначать римскими цифрами. В 1903 последовал новый приказ. Теперь дата на календарных штемпелях должна опять обозначаться арабскими цифрами в одну строку между двумя параллельными линиями. В дальнейшем форма календарного штемпеля менялась еще несколько раз
При
отсутствии почтовых штемпелей марки гасили
«подручными» средствами – пером, кисточкой.
Иногда встречались и более «варварские», с
точки зрения филателиста методы гашения –
от марки просто отрывали кусочек. Так
гасились марки в Афганистане в 1870 – 1892 году.
Гашение марок доставляло много хлопот почтовым работникам. Марки следовало погасить тщательно. Если на конверте было несколько почтовых марок, то штемпелей нужно было проставить тоже несколько штук. В некоторых странах стали использовать календарный штемпель, состоящий из двух частей. В левой части находится календарный штемпель, а длинная правая часть состоит из нескольких толстых прямых или волнистых линий, которые надежно гасили почтовые марки. В России механическое гашение стали применять в начале двадцатого века.
Вообще о почтовых штемпелях можно говорить бесконечно. Для примера приведем не очень обычное назначение почтовых штемпелей. Сегодня телевидение и радио сообщают нам о прогнозе погоды по несколько раз в течение часа. В начале 20 века все было гораздо сложнее. Поэтому в столице США Вашингтоне почтовики совместно с метеослужбой начали интересный эксперимент. Почтовая служба получала от метеослужбы прогноз погода на предстоящий день и вставляла в валики штемпелевальных машин одно из слов «Ясно», «Дождь», «Буря», «Туман» и т.д. Жители столицы, получая утреннюю корреспонденцию, знали, какая будет погода в течение дня. Следует отметить и оперативность почты!! В России идея этого эксперимента не могла прийти никому даже в голову, т.к. мы хорошо знаем «оперативность» нашей почтовой службы. Такая же практика существовала в начале века и в Мехико, столице Мексике.
Применение механического штемпелевания писем позволило легко менять содержание почтового штемпеля. Действительно оттиск штемпелевальной машины состоит обычно из комбинации обычного календарного штемпеля и сменной пластины, на которой наносится любой текст, рисунок или просто волнистые или прямые линии. На этих съемных пластинках можно вставить как прогноз погоды, так и указание почты, памятный текст, рекламный текст. Такие штемпеля имеют большое распространение во многих странах мира.
По мере того, как памятная почтовая марка начинает завоевывать весь мир, примерно та же эволюция происходит и с почтовым штемпелем. Календарный штемпель остается практически без изменения. Он прост и функционален, подобно стандартной почтовой марке. Но уже появился специальный почтовый штемпель, который начинает использоваться в памятных целях, когда хочется специально отметить значительность того или иного события. Историки утверждают, что один из первых специальных штемпелей появился в 1848 в городе Кромержиже. Здесь во время революции 1848 года собрался Кромержижский парламент. Парламентарии решили отметить его работу специальным почтовым штемпелем, которым гасилась вся входящая и исходящая корреспонденция.
В России первым специальным штемпелем принято считать почтовый штемпель Политехнической выставки, состоявшейся в Москве в 1872 году. В Центральном музее связи им. А.С.Попова хранится оттиск штемпеля, сделанного с оригинала, в котором нет даты. Известны оттиски с датой 12 августа 1872 года.
Существует
мнение, что по разнообразию сюжетов
почтовые штемпеля давно оставили позади
почтовые марки. Может это и не
соответствует истине, но следует отметить,
что авторы штемпелей очень талантливы.
Рассказывая о штемпелях невозможно не упомянуть об очень известном «лунном штемпеле». Посетители выставки «Лупоста-71» в Берлине могли видеть чрезвычайно редкий экспонат – письмо, штемпелеванное на Луне. Это экспонат появился 20 июля 1969 года, во время первого пребывания астронавтов корабля «Аполлон-11» на поверхности Луны. В настоящее время «лунное» письмо хранится в почтовом музее США.
Известно, что штемпель был проставлен не на Луне, очевидно астронавты просто забыли это сделать, а в космическом корабле на пути к Земле. Однако они забыли перевести дату на штемпеле, хотя это и было возможно. Гашение получилось с датой 20 июля, хотя в действительности его поставили 22 июля, а прилунение было 21 июля 1969 года. По доставленному на Землю «лунному письму» почтовое ведомство США сделало памятный конверт, который разошелся по свету тиражом более чем 10 миллионов экземпляров.
Если есть такая возможность, то любой филателист не упустит случая отправить письмо с новой маркой прямо в день ее выхода в свет. В принципе, любой штемпель, погасивший почтовую марку в день ее официального выхода, является штемпелем «первого дня». Однако почтовики США заметили, что в день выпуска новых знаков почтовой оплаты значительно увеличивается объемы продаж этих марок и число почтовых отправлений. Чтобы усилить интерес к новым выпускам, почтовые администрации многих стран одновременно выпускают и специальный штемпель, который подчеркивает дату выхода знаков почтовой оплаты. Так появились и получили широчайшее распространение почтовые штемпеля «первого дня».
Различные страны по-разному решают проблему штемпелей «первого дня». Родоначальник таких штемпелей - почтовая администрация США решила проблему очень рационально. При выходе почтовых марок, конверты с ними гасятся штемпелевальной машиной, на сменной пластине которой имеются прямые линии и надпись “FIRST DAY OF ISSUE”. Такой рационализм вполне оправдан. Дело в том, что почтовые марки США, очень популярны и тиражи их просто огромны. Тираж любой почтовой марки США составляет десятки, а то и сотни миллионов экземпляров. Гашение такой массы корреспонденции ручными штемпелями дело чрезвычайно неблагодарное. Любой филателист, принимавший участие в гашении корреспонденции ручными штемпелями, знает это на собственном опыте. Кроме того, качество оттисков, поставленных ручными штемпелями значительно хуже.
Анализируя штемпеля «первого дня» можно выявить следующее. Многие страны применяют «дежурные» штемпеля «первого дня». Это практически тот же календарный штемпель, но с одним отличием, которое и относит его к штемпелям «первого дня» - на штемпеле есть обязательная надпись «Первый день». Штемпель называется дежурным, т.к. он имеет переводную дату и может использоваться для гашения любой марки в день ее выхода в почтовое обращение. Но существуют и специальные штемпеля «первого дня». Такой штемпель готовится специально для выпуска конкретных знаков почтовой оплаты. Он выполняется на достаточно высоком художественном уровне, имеет фиксированную дату и используется только один день.
Следует отметить, что число коллекционеров, интересующимися почтовыми штемпелями растет. В филателистических журналах регулярно появляются обзоры почтовых штемпелей, выходят каталоги и книги, посвященные штемпелям. Сейчас любая филателистическая коллекция обязательно включает в себя и почтовые штемпеля.
Если не рассматривать серьезно приоритет египетского фараона, то первым коллекционером штемпелем может считаться ирландец Джон Бурке. Еще в 1774 году он опубликовал работу под названием «Коллекция печатей, оттиснутых на любой коже, или на куске пергамента, или на любом листе бумаги ниже представленными способами и формами». В этой работе описываются и почтовые штемпеля. Кстати, Джон Бурке - генеральный сборщик пошлин Ирландии, известен в истории филателии еще и как изобретатель альбома для марок. У него в столе накопилось несколько сотен миниатюрных налоговых документов (гербовых марок). Д.Бурке решил привести их в собственную систему и начал расклевать разноцветные квитанции в конторской книге. Так появился самый первый альбом с марками. Это было в том же 1774 году.
Кроме
календарных штемпелей используется
различные сопроводительные почтовые
штемпеля. Сопроводительные штемпеля
ставятся с
помощью штампов на свободных местах
оболочки отправления. Они дополняют
гашения календарными штемпелями и в
необходимых случаях как бы сопровождают
отправление, поясняя особенности его
почтовой пересылки. Такого рода пометки
обычно называют почтовыми штампами в
отличие от почтовых штемпелей гашения, хотя
и термин "штемпеля" вполне допустим.
Неоплаченные или не полностью
оплаченные почтовые отправления
оформляются с помощью доплатных штемпелей.
В нашей стране они имеют вид двойного овала:
в верхней части между линиями овалов
надпись "Доплатить", а в нижней –
наименование предприятия связи,
поставившего доплатной штемпель, в центре
– свободное место, куда от руки вписывается
сумма доплаты. Таким образом, доплатной
штемпель
выполняет две задачи: вначале
им выделяется корреспонденция, относящаяся
к категории доплатной, а затем с его помощью
указывается сумма доплаты, которую
необходимо получить с адресата. Доплатные
штемпеля – принадлежность почты во многих
странах (часто в их оформлении присутствуют
латинские буквы "Т" – от слова "Тахе"
– плата, сбор, или "Р" – от слова
"Роrto"
– доплата. В некоторых странах в разное
время они заменялись специальными
доплатными марками[1].
Подразделения Московского почтамта и городские почтовые отделения в своей работе использовали большое количество служебных штемпелей, указывающих на степень франкировки, необходимость доплаты, вид корреспонденции и т.д. Штемпель «Т», применялся для обозначения доплаты на иностранной корреспонденции.
Интересна история применения штемпеля
«Принято автоматом». В начале века
в США начали действовать первые почтовые
автоматы. Они предназначались для приема
заказных писем. Когда в отверстие автомата
опускалась монета, соответствующая тарифу
отправления, открывалась щель для письма, и
выдвигался бумажный рулон, на котором
отправитель записывал свое имя и адрес
получателя. При повороте соответствующих
рукояток выдавался дубликат записи с
текущим номером – своего рода квитанция.
Европа познакомилась с подобными
устройствами на несколько лет позднее. На
Всемирном почтовом конгрессе в Риме
венгерские почтовики продемонстрировали
устройство, похожее внешне на почтовый ящик,
но с тремя отверстиями: для приема денег,
письма и выдачи квитанции, на которой
указывались место отправки, номер автомата,
дата и номер принятого отправления. В 1909
году эти механические операторы прошли
проверку в Германии. Естественно, каждый
год приносил и новые усовершенствования.
Так, вскоре появились автоматы, способные
обрабатывать заказную корреспонденцию,
предварительно франкированную марками.
В 1910 – 1913 годах в Петербурге и Москве
проводился опытный «машинный» прием
заказных писем. В Петербурге – на
Николаевском (ныне Московский), Варшавском
и Царскосельском (Витебском) вокзалах, на
Главпочтамте, в 3-м и 4-м городских почтово-телеграфных
отделениях. В Москве они действовали на
городском почтамте вплоть до 1923 года. Их
использование устраняло очереди и
обеспечивало прием корреспонденции в часы,
когда почтовое учреждение закрывалось.
В автомат опускалось оплаченное
марками по весу и «за заказ» письмо. При
повороте рукоятки на конверт ставился
красный оттиск – штемпель прямоугольной
формы, одновременно выдавалась квитанция.
На иллюстрации справа – конверт заказного
письма, сданного в автомат на Николаевском
вокзале Петербурга.
В нижней части штемпеля - номер
заказного отправления, который
автоматически менялся при подаче
очередного письма, название месяца (первые
три буквы), число и год, обозначавшийся
двумя последними цифрами.
Ставя штамп на корреспонденцию, автомат
одновременно выдавал отправителю
квитанцию, удостоверявшую, что «письмо за
нижеуказанным номером опущено в
автоматический аппарат».
Как и на почтовом отправлении, на
квитанцию ставился красный прямоугольный
штемпель с названием учреждения,
принявшего письмо, а также порядковый номер
и дата (число, месяц, год).
Письма, опущенные в автомат, поступали в
специальный ящик, из которого они
периодически извлекались для дальнейшей
обработки. Почтовики проверяли
соответствие наклеенных на
конверт марок действующему тарифу, а затем
вручную гасили марки штемпелем почтового
отделения с той же датой, что и на
прямоугольном. На обратной стороне
конверта ставился штамп «Принято автоматом».
Известны такие штампы с текстом в одну и две
строки. На Варшавском вокзале штамп имел
измененный текст «Принято из автомата».
Корреспонденция регистрировалась в
соответствующем журнале, что позволяло
отправителю в случае необходимости навести
справки по номеру квитанции.
Обычно же, на некоторых видах почтовых
отправлений, причисляемых к категории
регистрируемых (заказное, ценное) почта
приклеивает соответствующий ярлык или
ставит специальный штамп, в котором
фиксируется порядковый номер
регистрируемой корреспонденции.
Обычно, это прямоугольник, обведенный рамкой. Буква слева определяет вид и категорию отправления («З», «R»[2], «Ц», «V»[3]). В правой стороне указывается – местонахождение предприятия связи, принявшего отправление и порядковый номер, который обычно вписывается от руки или обозначается с помощью нумератора. Кроме этого могут ставиться дополнительные штампы «Заказное» или «Recommande»
Иногда используются
штемпеля и штампы, необходимость в
которых возникает при дальнейшей обработке
и сортировке почтовых отправлений. Прежде
всего, следует упомянуть о так называемых
удостоверяющих штампах. Это дополнительные
штампы, наложением которых на почтовые
отправления удостоверяются некоторые
особенности их почтовой пересылки.
Типичным примером являются бортовые штампы,
свидетельствующие, что отправление
доставлено по воздуху или морским путем (определенным
судном). Бортовые штампы были особенно
популярны в 20-30-е годы XX
века, когда начались массовые перевозки
почты воздушным транспортом. К
бортовым штампам по своему назначению
близки маршрутные, удостоверяющие
перевозку почты по определенному маршруту.
Бортовые и маршрутные штампы часто
преследовали пропагандистские и рекламные
цели при организации некоторых специальных
рейсов, однако их употребление в качестве
удостоверяющих штампов на
корреспонденции согласовывалось с
почтовой администрацией. Эти штампы по цели
изготовления и условиям использования
носят специальный характер. Например,
бортовые и маршрутные штампы, имеющие
отношение к полетам немецкого дирижабля
"Граф Цеппелин" или …космической
станции «Салют».
При специфических условиях пересылки
корреспонденции возникает необходимость
наложения особых штампов, подтверждающих
выполнение определенных контрольных
функций. Без оттиска такого штампа
отправления не доставляются адресатам.
Подобные штампы начинают свою историю от
санитарных и "дезинфекционных"
штампов. Cуществуют
письма домарочного периода с
необыкновенными штемпелями. Например,
письмо из Потсдама, погашенное небольшим
штемпелем с буквами. Это санитарный
штемпель, который заверяет, что данное
письмо прошло дезинфекцию в месте приема.
Почтовый регламент XVIII
века устанавливал, как должны поступать «слуги
почты», если они узнавали, что разразилась «чумная
или другая страшная заразная эпидемия».
Во время эпидемии почтовые чиновники
здорового района договаривались с
почтмейстерами зараженного и на границе
этих районов сооружали будку, в которой
производился обмен почтой. Здесь же уксусом
или дымом делалась дезинфекция, Посылки,
особенно с одеждой, часто уничтожались.
Позднее в Пруссии постановлением от 23
декабря 1816 года создали внешнее отличие для
обеззараженных посланий – штемпель. Письма
прокалывались и подвешивались для
обработки дымом. Состав окуривающего
порошка или уксуса предписывался
регламентом. Санитарные штемпеля, форма и
надписи которых были различными,
пользуются большим спросом у собирателей
старых почтовых документов. Один из таких
штампов, изготовленных за рубежом и
упоминаемых в филателистической
литературе, например, имел текст "Очищено
внутри и снаружи".
Применялись подобные штампы и в
Советском Союзе. Обычно с ними приходили
письма из лепрозориев. Действительно, мало
кто из почтовых работников или получателей
могли взять в руки письмо, написанное
больным проказой. Вот и приходилось
работникам лепрозориев заниматься
дезинфекцией почтового отправления, под
бдительным надзором почтовых работников,
которые штампом удостоверяли
произведенную дезинфекцию.
А наиболее типичным примером
контрольных штампов являются штампы
военной цензуры. Они ставились на почтовую
корреспонденцию после ее проверки в
условиях военного положения, когда тайна
почтовой переписки временно отменялась. В
нашей стране пометки военной цензуры
имеются на отправлениях периода Великой
Отечественной войны. Это машинные или
ручные штампы с изображением
Государственного герба СССР и текстом "Просмотрено
военной цензурой" и условным номером.
Широко применялись штампы военной цензуры
и в Германии. На иллюстрации конверта,
прошедшего почты из США в Эстонию через
территорию фашисткой Германии это видно
очень хорошо. Следует отметить, что письмо
отправлено 18 июня 1941 года, т.е. всего за 3 дня
до начала Отечественной войны.
Есть еще одна группа штампов,
применение которых при обработке и
сортировке почтовых отправлений
оговаривается почтовыми правилами. Текст
самих штампов объясняет их назначение: "Вынуто
из почтового ящика поврежденным (или
измятым, загрязненным) ", "Получено в
поврежденном виде", "Получено с
отпавшей маркой" и т.д. Обычно оттиски
этих штампов делаются на оборотной (не
адресной) стороне почтовых отправлений.
Особенно любит российская почта штамп «Поступило
в поврежденном виде». Последние лет десять
практически все письма из-за границы РФ
поступают с ними. Что там происходит на
рубежах нашей страны с мешками почты из-за
границы просто очевидное – невероятное. На
самом, же деле, почтовики этим штампом
просто снимают с себя ответственность за
прозаическое воровство, которое процветает
на нашей почте. А хлопнул штамп, и пойди,
разберись, какой такой лев пытался унести
мешок с твоей корреспонденцией, а отважный
почтальон, с большим риском для своей жизни
все-таки отобрал
добычу у хищника, и доставил
письма по назначению.
Особую группу сопроводительных
дополнительных штампов образуют штампы
для тех случаев, когда по каким-то
причинам нормальная доставка
почтового отправления нарушается, и оно
либо возвращается отправителю, либо
досылается иным путем, не оговоренным при
его приемке на почте. Таковы штампы: "Возвращается
за истечением срока хранения" (для писем,
адресованных до востребования), "Возвращается
за не нахождением адресата", "Возвращается
в связи с отметкой таможни" и т. п. Следует
иметь в виду, что некоторые предприятия
связи вместо штампов используют
типографские ярлыки аналогичного
содержания.
А вот иллюстрация одного «многострадального»
письма, отправленного автором в Новую
Зеландию в 1985 году. К тому времени, когда
письмо пришло в место назначения, случилось
так, что получатель умер. На конверт были
наклеены марки Новой Зеландии и он со
многими штампами, в изобилии, имеющимися и
на обратной стороне конверта был
возвращен отправителю.
К этой группе можно отнести штампы
единичного применения, близкие к
специальным. Это, например, советский штамп
1935 г. Его текст (в прямоугольной рамке)
гласил: "Возобновление полета "Москва
– Сан-Франциско" отложено до лета 1936 года.
Корреспонденция направляется обычным
порядком".
Штамп ставился на почтовую
корреспонденцию, которая была отправлена 2
августа 1935 г. из Москвы через Северный полюс
в США со специальным рейсом самолета,
пилотируемого летчиком С. Леваневским.
Корреспонденция оплачивалась по
особому тарифу специальной маркой с
портретом С. Леваневского и надпечаткой "Перелет
Москва – Сан-Франциско через Сев. полюс.
1935". Перед отправкой корреспонденция
получила оттиск удостоверяющего штампа с
текстом на русском и английском языках "Специальный
воздушный рейс Москва – Сан-Франциско
через Северный полюс". По техническим
причинам полет был прерван, и
корреспонденция возвратилась обратно в
Москву. За рубежом в связи с отменой,
задержкой или переносом различных
специальных полетов на почтовой
корреспонденции оттискивались различные
штампы аналогичного содержания.
Вообще о почтовых штампах и штемпелях можно говорить действительно бесконечно, так как их применение часто строго не регламентировано. Например, московская городская почта в начале XX века применяла почтовые штемпеля, которые совмещали функции календарного штемпеля и почтовых штампов. Штемпель «Льготное отправление» применялся городской почтой для корреспонденции, освобожденной от оплаты почтовых сборов. Так, что изучение почтовых штемпелей и штампов открывает большие возможности для коллекционера.