Баллонная почта относится к редким видам доставки корреспонденции. Но среди филателистов она очень популярна. Возникновение баллонной почты было связано с осадой города неприятелем, и невозможности пересылать почтовые сообщения обычным путем. В настоящее время осада городов уже не применяется, есть более совершенные средства связи, включая и спутниковую сотовую связь, однако энтузиасты баллонной почты вновь и вновь запускают воздушные шары и отправляют на них письма. Ведь как романтично получить письмо, доставленное воздушным шаром. А чтобы баллонная почта не стало обыденностью, то организаторы таких полетов даже предпринимают некоторые ограничения.
Например, чехословацкая аэрофилателистическая комиссия на одном из своих заседаний (1968 год) приняла решение ежегодно проводить не более трех специальных полетов воздушных шаров с почтой.
А вот сообщения об очередных полетах воздушных шаров.
В 1969 году воздушный шар «Прага-68» приземлился у населенного пункта Клый. Почту, доставленную этим баллоном, (2196 писем и открыток, в том числе 219 заказных) гасили календарным штемпелем «Клый 18.V.69-13-а». Дополнительная оплата баллонной почты производилась специальными пятикроновыми беззубцовыми этикетками темно-синего цвета. Этикетки на конвертах и открытках гасили шестиугольным красным бортовым штемпелем. Кроме обычных почтовых отправлений баллон «Прага-68» доставил 3458 служебных писем внешнеторговой организации «КОВО». Для этих писем использовали специальные конверты с надписью «Баллоном - Пер баллон».
30 октября 1970 года в Мацзее (Австрия) состоялся 42-й баллонный полет. Два баллона доставили почтовые отправления, погашенные специальным штемпелем. Таких примеров можно было привести множество. Приведу сведения о полетах последних лет.
В сентябре 1997 года в Москве прошел Международный спортивный фестиваль воздухоплавателей, посвященный юбилею столицы. Впервые за всю историю отечественного воздухоплавания было получено официальное разрешение на полеты аэростатов над Москвой. К полетам были подготовлены специальные конверты и штемпеля. Вся корреспонденция гасилась по правилам FISA (Международного союза аэрофилателистов). Баллонная почта перевозилась на борту аэростата «Правительство Москвы». После посадки аэростата на обратной стороне конверта ставился календарный штемпель. Все конверты имели сертификат. Ну а о масштабах этой акции можно судить по штемпелю сертификата (перевезено 21 письмо на «Аэростатике-02, и 200 писем на «Правительстве Москвы»). Опять широко разрекламированная филателия для избранных. Интересно хватило ли этого количества самому правительству Москвы?
А вот пример организации полетов баллонной почты, достойный подражания. Ежегодно с 1995 года в Риге проходят «Дни марки», замечательный праздник коллекционеров. К открытию «Дня марки-98» латвийская почта подготовила два сюрприза всем почитателям почтовой марки: в этот день каждый желающий мог отправить послание баллонной или автомобильной почтой.
Есть множество других примеров полетов баллонов с почтой, которые организуют почтовые администрации различных стран. Внешне это выглядит просто игрой коллекционеров, однако не следует забывать об очень серьезных причинах, которые заставили людей придумать баллонную почту.
21 ноября 1783 года сконструированный братьями Монгольфье воздушный шар (монгольфьер), наполненный дымом, впервые поднялся в воздух. В его корзине находились и первые в мире воздухоплаватели – физик Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд. За 25 минут они пролетели с попутным ветром около 10 километров. Это историческое событие отмечено на почтовых марках многих стран мира. К сожалению, судьба очень сурова к людям, посягнувшим на неизведаное. 15 июня 1785 года при попытке перелететь через Ла-Манш Пилатр де Розье погиб. Как не вспомнить при этом судьбу Ю.А.Гагарина – первого космонавта Земли или судьбу знаменитого Икара.
Впервые официальная доставка писем по воздуху с помощью воздушных шаров была осуществлена в начале девятнадцатого века[1]. Во время войны Англии против Дании в 1807 году в блокаде оказались крупные датские острова Заландия и Фюн. Почтовая связь между ними была нарушена. Было решено отправлять почту с помощью воздушных шаров. Было изготовлено несколько аэростатов, которые при попутном ветре доставили почту с острова Фюн на остров Зеландия.
4 сентября 1870 года была провозглашена Французская республика. Париж, осажденный прусскими войсками, находился в полной изоляции от остальной Франции. Республиканцы искали необычное средство связи для общения с Францией. Этим средством оказался воздушный шар. 23 сентября 1870 года в 7 часов 45 минут баллон с грузом почты в 125 кг и пассажирами поднялся в воздух. Ошеломленные пруссаки с изумление наблюдали за его полетом, однако остановить его не могли. Воздушный шар пролетел 104 километра и почта дальше пошла по своим адресатам. Так родилась воздушная почта. Почтовое ведомство выпустило специальные открытки и конверты на очень тонкой бумаге. На них ставился штамп с надписью «Par ballon mont». Кроме писем на воздушных шарах пересылались и клетки с почтовыми голубями, которые доставляли почту из провинции в Париж. За время осады Парижа, продолжавшейся более пяти месяцев, из Парижа выпущено 65 воздушных шаров, причем только 5 из них попали в руки пруссаков. За время действия баллонной почты (23.09.1870 – 22.01.1871) из Парижа было отправлено 2.5 миллиона писем и открыток. Вы можете видеть одно из них, отправленное из Парижа 28 октября 1870 года.
Спустя 100 лет в Австрии был организован полет на воздушном шаре в ознаменовании этого исторического события в истории почты. В связи с этим почта города Зальцбурга выпустила памятный штемпель с надписью «100 ЛЕТ БАЛЛОННОЙ ПОЧТЫ ПАРИЖА».
Во время франко-немецкой войны этот опыт был повторен осажденными французами в крепости Мец. Блокада началась 19 августа 1870 г. Доктор Папильон (что по- французски означает бабочка) предложил коменданту крепости маршалу Базену использовать для доставки военно-служебной и полевой почты небольшие воздушные баллоны. Эти баллоны имели обыкновенную матерчатую оболочку диаметром около 2 метров и были наполнены теплым воздухом. Они несли примерно 2,2 кг почты, состоявшей из тонких листков размером 5х10 см. Письма, за исключением служебных, не должны были содержать никаких военных сообщений. Их доставляли коменданту без всякой оплату и франкировки.
Первый баллон был выпущен осажденными 3 сентября 1870 г. Всего же, до капитуляции крепости Мец, отправлено 44 баллона, а с ними около 100000 писем. Однако многие из них не нашли адресатов. Два баллона опустились в расположении немецких войск. Любопытно, что захваченная корреспонденция отправлялась по имеющимся на ней адресам. Северо- Германский почтовый союз брал за доставку письма соответствующую плату. В этом примере хорошо видна роль почтовых союзов разных стран. Война войной, а обязательства следует выполнять.
Мецские баллонные письма были названы аэрофилателистами – по имени их «духовного отца» Папильона – «Бабочками Меца». До настоящего времени сохранилось очень небольшое их количество, что сделало «Бабочек Меца» более редкими, чем аналогичные баллонные письма осады Парижа.
На заре развития воздухоплавания даже Наполеон I проявлял большой интерес к попыткам полеты на воздушных шарах. В молодости он даже сам пытался принять участие в одном из них. Подобным образом действует и наш президент В.В.Путин, который использует малейшую возможность, чтобы испытать себя в достаточно сложных условиях, как-то, самолет, подводная лодка и т.п.! Вот только полет в космос откладывается, так как подготовка к нему требует значительного времени, которого просто нет у президента Путина.
В 1793 году президент США Дж. Вашингтон впервые использовал аэростат в почтовых целях. Его письмо из Филадельфии в Нью-Джерси (15 миль) было доставлено с помощью воздушной почты. Использовались воздушные шары и в период гражданской войны 1861 – 1865 годов. Известен факт, что однажды американский воздухоплаватель Тадеус Лоу доставил секретное сообщение президенту А.Линкольну.
Есть еще одна яркая страница баллонной почты, которая началась 3 октября 1889 года на площади города Сьон в кантоне Веле (Швейцария). Под многочисленные возгласы зрителей в небо был запущен воздушный шар «Вега», полет которого должен был доказать возможность полета на воздушном шаре над Альпами. Данные воздушного шара, изготовленного в Париже (как видно и здесь не обошлось без участия Франции), были внушительны. Его объем составлял 3268 куб. метров, собственный вес – 1490 кг, да еще вес балласта 1600 кг. После 5 часов 44 минут полета воздушный шар «Вега», преодолев Альпы, приземлился во Франции на расстоянии 230 километров от места старта.
[1] Первая доставка почты на воздушном шаре в частном порядке, состоялась несколько раньше. 7 января 1785 года была предпринята попытка перелета на воздушном шаре из Англии во Францию. Пилоты Бланшар и Джеффис захватили с собой «большой пузырь с письмами знатных лиц к своим друзьям во Франции».