Среди многих известных способов
доставки почты одним из самых курьезных, и,
тем не менее, насчитывающий столетнюю
историю, можно считать транспортировку
писем в жестянных керосиновых банках и
коробках из-под печенья. Этот вид почтовой
пересылки, зародившейся в 1882 году на самом
северном из островов архипелага Тонга –
Ниуафооу, получил название «жестяной почты»
Тонга.
Остров Ниуафооу, расположенный на
полпути между Фиджи и Самоа,–
вулканического происхождения. Его, в
отличие от многих других тихоокеанских
островов, не опоясывают коралловые рифы,
способные погасить стремительные удары
волн. Природа не позаботилась и о том, чтобы
создать здесь мало-мальски подходящую
гавань, где могли бы укрыться в непогоду
застигнутые бурей корабли. И если уж к
острову сто лет назад подплывало судно, то
оно, впрочем, как и теперь, бросало якорь
вдали от берега, на который пассажиров
доставляли с помощью каноэ.
А вот почта путешествовала по волнам в
наглухо запаянных пустых керосиновых
канистрах или жестяных банках из-под галет.
Путешествовала, разумеется, не сама по себе.
Милю с лишним, отделявшую берег от борта
судна, письма преодолевали при помощи
плавающих почтальонов. Одно десятилетие
сменялось другим, но способ доставки
корреспонденции на Ниуафооу не менялся.
Судам предписывалось «раз в месяц, и в
любую погоду, в дождь или знойную жару, днем
и ночью останавливаться, чтобы производить
обмен почтой в водонепроницаемых банках».
Нельзя сказать, что местные власти с тех
пор не пытались найти более подходящий
способ доставки писем. Пробовали даже «забрасывать»
корреспонденцию в специальных ракетах!
Представьте себе: конец XIX века, далекий туземный остров
и почтовые ракеты[1].
Тем временем «жестяная почта »
совершенствовалась. Сначала ее доставляли
на Ниуафооу пловцы-туземцы. Им приходилось
плыть более чем полтора километра до
ожидавшего корабля, затем проделывать
обратный путь. Это устраивало всех, пока в
1931 году один из смельчаков не стал жертвой
акулы. С тех пор корреспонденцию начали
перевозить на туземных каноэ.
Предприимчивые европейцы, жившие на
острове, основали контору,
специализировавшуюся на доставке почты, и
зарабатывавшую на этом немалые деньги.
Особая роль в истории «жестяной почты»
принадлежит двум европейцам, жившим в то
время на острове. Имя одного из них –
Уолтера Куэнселла упоминается чаще: именно
ему пришла в голову идея наклеивать на
конверты специальные красочные виньетки,
которые и сделали «жестяную почту»
известной среди филателистов всего мира.
И еще одно имя – это немецкий бизнесмен
В. Квенселл. О масштабах деятельности его
фирмы можно судить хотя бы по следующему
факту: известны штампы, изготовленные на
английском, французском, немецком, датском,
голландском, норвежском, греческом,
испанском языках.
Виньетки и штампы на письмах «жестяной
почты» подчеркивали необычный способ
доставки корреспонденции. Это не
ускользнуло от внимания коллекционеров. Из
разных стран пошли просьбы направлять в
адрес филателистов письма только «жестяной
почтой», что выполнялось аккуратно, но
отнюдь не безвозмездно.
В середине тридцатых годов по мере того,
как круизные корабли стали делать стоянку у
острова Ниуафооу, «жестяная почта» начала
завоевывать всемирную известность.
Пароходная компания всячески
рекламировала отправку корреспонденции по
единственной в своем роде почте. Обставлено
все было весьма экзотично: к судну
подплывали каноэ, забирали письма и
направлялись к острову, там, на конверты
наклеивались виньетки. После этого письма
вновь запечатывались в водонепроницаемые
контейнеры, где находились до следующего
парохода. Нередко проходило полгода, прежде
чем корреспонденция доставлялась
получателю.
В 1946 году в Тихом океане произошло
извержение вулкана, и лишь спустя
шестнадцать лет – после возвращения
островитян из связанной с этим стихийным
бедствием вынужденной эвакуации – «жестяная
почта» возобновилась. Ставшая уже
традиционной доставка корреспонденции с
использованием больших кораблей
продолжалась и в 1982 году, когда «жестяная
почта» Тонга отмечала свой столетний
юбилей. Однако теперь она перестала быть
жестяной в прямом смысле этого слова.
Технический прогресс внес свои коррективы,
и последнее время отправления запечатывали
в специальные пластиковые контейнеры. В год
столетия «жестяной почты» власти приняли
решение положить конец ее деятельности в
связи с завершением строительства
аэропорта на Ниуафооу.
К юбилею почтовое ведомство Тонга[2] выпустило
серию из четырех марок, два миниатюрных
блока, а также специальную почтовую
карточку. На трех марках и одном из блоков
запечатлена сцена обмена «жестяной почты».
На четвертой марке – карта острова
Ниуафооу, взятая из книги Рэмси «Остров
жестяных банок». На втором блоке –
факсимильное изображение конверта 30-х
годов, прошедшего « жестяную почту».