В 1916 году Германия, потерпев ряд
поражений в сухопутных сражениях, сделала
ставку на неограниченную войну против
Великобритании. Немецкие военные круги
видели в Англии главного врага. Подводные
лодки немцев топили корабли и транспорты
противника в океане, прорывались к его
портам. Англичане ответили морской
блокадой. Почтовая связь Германии с
заморскими странами и колониями была
нарушена. Но она была крайне необходима не
только для частных лиц, но и для государства.
Переписку с и Соединенными Штатами Америки
вели торговые и промышленные фирмы и
концерны. Связь должна была быть налажена. И
тогда военное ведомство предоставило для
нужд почты две подводные лодки – «Дейчланд»
и «Бремен», которые переоборудовали для
перевозки почты.
На них в виде опыта главное почтовое
управление Германии ввело и пересылку
простых писем и почтовых карточек.
Корреспонденцию можно было отправлять в
США и далее в другие нейтральные страны (Мексику,
Китай и т. д.). Такие отправления должны были
иметь на лицевой стороне надпись «Tauchbootbref» («Письмо с
погружающейся лодкой») и оплачиваться
сверх обычного тарифа. Для оплаты этого «подводного»
тарифа были выпущены специальные марки. Их
номинал включал общую сумму почтового
тарифа и страхового сбора. В центре марки
было изображение маяка и парусного судна, в
верхней части и внизу – надписи «Wertbref - Beforderung» («Доставка ценных писем»), «Deutschland - America» («Германия –
Америка») и цифры номинала. В четырёх углах,
образованных рамкой и круглой центральной
частью марки, дата «1916 г.». При повторном
выпуске марок надпись «Доставка ценных
писем Германия – Америка» была заменена
декоративными линиями.
Имя и адрес отправителя следовало
обозначать и на самих письмах, посылаемых
за рубеж, и на конвертах, в которые они
вкладывались. Конверты не опускались в
почтовый ящик, а подавались или в почтовое
отделение или сельскому почтальону. День
отправления писем подводными лодками,
естественно, не был определен. Отправителям
приходилось считаться с возможностью
небыстрой доставки. Это и понятно, путь
предстоял и длинный и опасный – сквозь
морскую блокаду, мимо кораблей противника,
день и ночь подкарауливавших немецкие
подлодки. Рейс подводной лодки «Дейчланд»
оказался удачным. Она прошла через Северное
и Норвежское моря, пересекла Атлантический
океан, преодолев более 8 тысяч миль, и 10 июля
1916 года прибыла в американский
порт Балтимор. В порту с подводной лодки
была выгружена почта. Экипаж принял на борт
новый почтовый груз и после отдыха
отправился в обратный путь.
В конце 1916 года «Дейчланд» еще раз
прорвалась сквозь блокаду и прибыла с
почтой в Америку. Иной оказалась судьба
подводной лодки «Бремен». Она тоже
отправилась с почтовым грузом к берегам
Америки, но недалеко от немецких берегов
была перехвачена английскими кораблями и
потоплена.
Все интересное бывает очень недолгим. 3
февраля 1917 г. Соединённые Штаты Америки
порвали дипломатические отношения с
Германией. И «подводная почта», едва
родившись, закончила своё существование. Но
двадцать лет спустя[1],
почта опять вернулась к столь необычному
способу доставки корреспонденции.
Испания 1938 год. Уже три года шла
кровопролитная война на испанской земле.
Франкистские мятежники при поддержке
нацистской Германии и фашистской Италии
теснили республиканские войска. Пал Мадрид.
Была прервана связь по суше между юго-восточными
провинциями, с Каталонией. Фашисты вышли к
Средиземному морю. Вот тогда-то
правительство Испанской республики решило
использовать имевшиеся в его распоряжении
подводные лодки для связи между Валенсией и
Барселоной.
11 августа 1938 года были выпущены специальные почтовые марки с надписью «CORREO SUBMARINO» («Почта на подводных лодках»). Было выполнено несколько рейсов[2], но вскоре в результате продвижения франкистских войск и отхода республиканцев, доставка почты подводными лодками прекратилась. Других попыток история филателии не знает. А сохранившиеся письмо с марками «подводной» почты вызывают огромный интерес посетителей крупнейших филателистических выставок.
А вот еще интересная история времен
франко-прусской войны 1870-71 гг., которая
подарила коллекционерам массу интересных
способов доставки писем (баллонная и
голубиная почты). Изобретательные парижане
придумали и осуществили на практике еще
один необычный вид доставки почты. Ее
трудно назвать иначе, как подводную.
Известность данного вида доставки почты началась в год 100-летия начала войны. Французская почта в 1970 г. объявила срочный розыск 540 адресатов, проживавшим в Париже в период франко прусской войны 1870 – 1871 гг., чтобы вручить им письма, отправленные в январе 1871 г. и по не зависящим от почты обстоятельствам не доставленные по указанным адресам.
Письма были выловлены в 1968 г.
в устье реки Сены. Они находились в
цинковых коробках, известных во Франции под
названием «коробка Мулана». Так назывался в
период франко- прусской войны оригинальный
способ доставки
писем в осажденный пруссаками и отрезанный
от остальной Франции Париж. Письма в
цинковых коробках с небольшими лопастями
бросались в Сену, выше Парижа под Фонтенбло.
Коробки уходили под воду и увлекаемые
течением плыли по Сене в Париж, где их
вылавливали специальными железными
сетками.
Таким образом,, под самым носом у ничего
не подозревавших пруссаков осуществлялась
почтовая связь между Францией и осажденным
Парижем. Тогдашняя почтовая служба
рекомендовала французам делать на письмах,
отправляемых в Париж, специальную пометку:
«Париж через Мулэн».