Это общее название для целого класса почтовых марок, выпускаемых местными официальными властями или частными фирмами (лицами), для оплаты почтовых отправлений на определенной территории. История появления многих местных выпусков довольно интересна. Поэтому ее следует рассмотреть более подробно. Местная почта возникает обычно для дополнения государственной почты, для попытки конкуренции с государственной почтой или для чисто филателистических целей. В первом случае местная почта получает обычно признание официальных почтовых властей. Во втором же случае официальная почта ведет борьбу против появившихся конкурентов. В последнем случае позиция почтовых властей обычно проявляется на уровне личных симпатий. Для многих выпусков местных марок сложились определенные названия, которые мы будем использовать в дальнейшем.
Почтмейстерские марки окружены ореолом романтики. Все выпуски этих марок имеют свою интересную историю. Познакомимся с несколькими, наиболее известными, выпусками почтмейстерских марок.
Марки Перота.
Середина девятнадцатого века, Бермудские острова. Почтмейстером города Гамильтон в то время был Ульям Беннет Перот. В Англии уже был выпущен «черный пенни», но до Бермудских островов новинка еще не добралась. Так как почтовое обращение с Бермуд было не очень интенсивным, то жизнь местного почтмейстера была довольно скучна. Из-за отсутствия клиентов, Перот частенько закрывал почтамт и занимался более приятными делами. Чтобы не иметь нареканий от немногочисленных клиентов почтмейстер установил на здании почтамта ящик, в который можно было опустить письмо и однопенсовую монету для оплаты, когда почта была закрыта. Заглянув на службу, Перот вынимал письма и деньги из ящика и отправлял корреспонденцию по назначению. Иногда писем было больше, чем однопенсовых монет. Обеспокоенный этим обстоятельством почтмейстер обратился за помощью к образованному соседу – аптекарю. Тот посоветовал выпустить собственные почтовые марки и продавать их. Тогда любое письмо без марки будет считаться неоплаченным, а самое главное будет известно, кто не оплатил это письмо. Совет почтмейстеру понравился, и он решил воплотить его в жизнь. Ульям Перот взял почтовый штемпель, изъял из него дату, оставив только год, и стал использовать его для печати собственных марок. На каждой марке он вручную вписывал ее стоимость и ставил свою подпись. Теперь он мог все больше времени уделять своим другим делам, а финансовые расчеты были в порядке. Жизнь опять стала прекрасна и удивительна. Так продолжалось в течение 8 лет с 1848 по 1856 год. Дальнейшая судьба почтмейстера неизвестна, а сами марки стали известны филателистам только в конце века. Филателистический мир довольно долго не признавал этот грубый кусочек бумаги за подлинную почтовую марку. В результате тщательного изучения подлинность марок Перота установил хранитель коллекции английского короля Георга V сэр Эдвард Бэкон. В настоящее время сохранилось несколько писем с марками Перота. Они представляют значительную филателистическую ценность. Государственная марка на Бурмудских островах появилась только в 1865 году.
К 100-летию марок Перота почтовая администрация Бермудских островов увековечила его имя, выпустив в честь этого события серию марок, на которых изображены легендарные марки Перота. Издавались почтовые марки, посвященные маркам Перота и позднее. На почтовых марках появилось даже само здание почтамта, где Перот создавал свои легендарные творения.
Марки
Коннела.
Интересная история произошла в английской колонии Нью-Брансуик (New Brunswik). В 1867 она вошла в состав Канады в качестве провинции. В 1860 году для нее решили выпустить серию из 5 марок. Выбор рисунков для марок возложили на почтмейстера колонии Чарльза Коннела. Вероятнее всего, почтмейстер перепоручил это дело одному из своих служащих и не очень вникал в ход его творческих замыслов. В результате была отпечатана серия почтовых марок: 1 цент – рисунок паровоза, 10 центов – портрет королевы Виктории, 12.5 центов – изображение парохода, 17 центов – портрет принца Уэльского и 5 центов – портрет … почтмейстера Коннела.
Нужно отметить, что на марках Англии и английских колоний, можно было изображать только портреты царствующих особ. Кстати этот порядок был отменен только в 1964 году, да и то с оговоркой. Если не портрет, то профиль королевы должен присутствовать обязательно на каждой почтовой марке Англии, английских колоний, а позднее стран Британского содружества. Это можно увидеть на марках Бермудских островов, изображенных в предыдущей главе или на вырезке из почтовой карточке Барбадоса конца 19 века. Меняются портреты царствующих особ Англии, но традиции сохраняются
Как только выяснилось самоуправство почтмейстера, пришел категорический приказ об изъятии этой марки и санкциях против Коннела. Он был вынужден уйти в отставку и возместить расходы по выпуску «неправильной» почтовой марки. Типография же отпечатала новый тираж марки номиналом 5 центов с правильным рисунком – портретом королевы Виктории. О дальнейшей судьбе почтовых марок Коннела ходят разные версии. Одни утверждают, что он устроил большой костер из них, другие говорят, что Коннел раздавал марки беднякам. Но небольшая часть марок Коннела уцелела, и они являются сейчас большой филателистической редкостью
Почтмейстерские
марки США.
До выхода государственных марок в США (1847 год) выпускались, так называемые, почтмейстерские марки. Дело в том, что почтмейстеры в США сами начисляли стоимость пересылки каждого письма и сумму проставляли на конверте пером. Для того, чтобы облегчить им эту работу, им было разрешено самим печатать и выпускать местные марки. В 1845 году почтмейстеры четырех городов – Балтимора, Нью-Йорка, Нью-Хавена и Сан- Луи выпустили свои первые марки и штемпельные (маркированные) конверты. Слева, изображена марка почтмейстера Нью-Йорка, ну, а возможности его коллеги из Балтимора были видимо скромнее, поэтому на его марке есть только номинал и его подпись.
Позднее во время гражданской войны (1861 – 1865 гг.) почтмейстерские марки появились и в других городах США (около 110 населенных пунктов). Это было связано с тем, что южные штаты были отрезаны от источников снабжения почтовых марок, которые печатали северяне. На аграрном юге США не было ни традиций, ни оборудования для печати почтовых марок. Поэтому многие из почтмейстерских марок времен гражданский войны США выпущены очень примитивным образом. Отсутствие бумаги и конвертов приводили к тому, что в ход шли даже конторские книги. Перед Вами одно из таких почтовых отправлений периода гражданской войны из коллекции национального почтового музея США.
В связи с неразберихой военного времени от этих марок остались единичные экземпляры. Но то, что обыкновенные почтовые марки представляют собой живое и достоверное зеркало жизни можно проиллюстрировать интересной историей с одной из ранних почтмейстерских выпусков США.
В 1846 году почтмейстер Дэвид Брайан из
города Александрия штата Вирджиния
напечатал одну такую простую, примитивно
изготовленную круглую марку без зубцов, с
цветочным орнаментом по окружности, причем
образец для печати был изготовлен в двух
вариантах. В верхней половине марки по
окружности надпись: «ALEXANDRIA», в нижней – «POST
OFFICE»
и в центре – «PAID
5». До 1976 года было известно о существовании
только семи экземпляров этой марки, шесть
из которых были отпечатаны на бумаге темно-желтого
цвета, и лишь одна...
25 ноября 1847 года житель Александрии
Джеймс Уоллес Хуфф отправил письмо в
Ричмонд, штат Вирджиния, некой Жаннет Броун,
предлагая ей свою руку и сердце. Вскоре они
поженились. Прошло много лет, после смерти
Жанетт ее дочь в наследство получила
декоративный шкафчик. Долгие годы она не
решалась открыть его. Наконец, через 28 лет
среди разной утвари она обнаружила там
завернутый в черный шелк, аккуратно
перевязанный розовой лентой пакет с
письмами, которые отец
писал матери, когда еще был женихом. Одним
из них в пачке оказалось то самое 1847 года, в
котором содержалось брачное предложение, а
на конверте была уникальная марка
Александрии в 5 центов голубого цвета.
Теперь она представляет собой большую
филателистическую редкость, и вошла в
историю филателии под названиями «Голубой
мальчик», или «Голубая Александрия».
Конверт с «Голубой Александрией» дочь Жанетт Броун продала в 1907 году за 3000 долларов известному филателисту из Кливленда, штат Огайо, Джорджу Уортингтону. Позже конверт приобрел американский миллионер Альфред Каспари, а при распродаже его коллекции на аукционе в Хармере в 1955 году конверт был куплен за 10 тысяч долларов, а на аукционе в 1967 году – уже за 18 тысяч долларов. Впоследствии он появлялся и в других коллекциях. На аукционе в Швейцарии 1981 года этот уникальный конверт был продан уже за миллион долларов.
Эту историю можно вспомнить рассматривая земские почтовые марки России. В состав Херсонской губернии входил Александрийский уезд. Когда решался вопрос о введении земских почтовых марок, то знающий человек вспомнил об американском выпуске города Александрии. В результате коллекционеры получили почтовую марку русской Александрии, очень похожую на свой американский прототип. На простое совпадение это не очень-то похоже.
До наших времен сохранилось очень небольшое количество этих интересных марок, поэтому практически все сохранившиеся почтмейстерские марки США очень редки. Этими марками очень интересовался президент США Франклин Рузвельт. Его коллекция почтмейстерских марок США была одна из самых интересных в стране