Железнодорожная
почта.
Конные гонцы доставляли почту верхом. В
средние века объем почты был уже больше, и в
начале XV
века начали использовать крытые повозки
для перевозки почты. Шло время, и в XVI
веке появились почтовые
кареты,
которые уже имели амортизаторы, дверцы и
предоставляли путешественникам некоторый
дорожный комфорт. Мастера по изготовлению
карет стремились всемерно повысить
удобства пассажиров, в результате размеры
карет начали расти, и вскоре возникли
серьезные проблемы. На узких дорогах два
экипажа порой не могли разминуться. Дело
дошло до рассмотрения проблемы в
английском парламенте, который вынужден,
был принять закон, ограничивающий
допустимую ширину экипажей 4 футами и 6
дюймами (1.372 м). Появившиеся в начале XIX века рельсовые экипажи на конной
тяге также должны были придерживаться
требований этого закона.
В 1814 году английский инженер Джордж Стефенсон изобрел «паровую тележку». На его родине долго раздумывали над тем, является ли вообще целесообразным применения паровой тяги. Стефенсону пришлось выдержать упорную борьбу против закона о допустимой ширине экипажа. Лишь после длительной борьбы он получил разрешение на использовании колеи в 4 футы и 8.5 дюймов (1.435 м).
В 1825 году по проекту Стефенсона была сооружена первая в мире железная дорога Стоктон – Дарлингтон. А в 1830 году была открыта железнодорожная линия Ливерпуль – Манчестер, на которой сразу же стали перевозить почту. Вскоре к Стефенсону пришло признание и он начал экспортировать свои локомотивы в другие страны Европы, которые вынуждены были строить колею в 1.435 м. В дальнейшем на эту ширину колеи были вынуждены равняться и другие паровозостроительные заводы. Так возникла международная железнодорожная колея, применение которой стало практически повсеместной. Исключение составляют железные дороги России, Испании и Ирландии. В этих странах при строительстве железных дорог использовались собственные проекты.
Первая
железная дорога в России длиной 24 версты,
между Санкт-Петербургом и Царским Селом
было торжественно отпраздновано в 1838 году.
После опробования нового вида транспорта
почтовый департамент России решил
воспользоваться им для пересылки почты.
Было заключено специальное соглашение
между почтовым департаментом и Обществом
Царскосельской дороги по этому поводу. Так
в России родилась железнодорожная почта. Ну
а дальше развитие железнодорожной почты
шло одинаково
в различных странах. Новинки
одних стран быстро перенимались, и при
необходимости начинали использоваться и в
других странах.
Вначале почтовую карету просто грузили на платформу, как это показано на рисунке слева, и перевозили ее вместе с грузом. Чуть позднее было решено перевозить только почтовый груз. Еще через некоторое время сообразили, что для ускорения доставки почты, ее следует обрабатывать во время движения. Так появились вначале почтовые отделения в вагонах, в 6 января 1838 года английская почта стала использовать уже специальный почтовый вагон, для которого был переоборудован вагон для перевозки скота. Эта практика начала распространяться и на другие страны. В 1841 году почтовые вагоны ввела Бельгия, в 1846 Франция, в 1848 Германия, в 1861 Россия, в 1864 году США.
Многие
из читателей видели вестерны, фильмы США о
жизни Дикого Запада, где довольно часто
встречается сюжет об ограблении почтовых
вагонов, которые в те далекие времена, кроме
корреспонденции перевозили ценности и
деньги. И хотя мы можем верить или не верить
тому, что видим на экране, но сухая
официальная статистика гласит: с 1891 по 1900
год при исполнении служебных обязанностей
было убито 75, получило увечья 513 и ранено 1173
почтовых чиновника. Вследствие этого,
развитие почтовых вагонов в США пошло
несколько другим путем. На первом месте там
стояли не удобства почтовых работников, а
условия безопасности. Инженеры почтового
департамента разработали специальный
почтовый вагон, защищенный со всех сторон
броней и имеющий амбразуры для стрельбы и
специальные магниевые факелы, освещающие
пространство на многие десятки метров.
Постепенно развиваясь, почтовые вагоны,
стали очень удобны для работы. Каждый такой
вагон в настоящее время представляет собой
целый
почтамт на колесах со всеми необходимыми
приспособлениями для работы.
В 1974 году праздновал свой 100-летний юбилей вагоностроительный завод имени И.Е.Егорова. Этот завод замечателен еще и тем, что он выпускает специализированные почтовые вагоны. Вскоре после своего юбилея завод начал выпуск новой конструкции почтовых вагонов, где есть багажная кладовая с 45 контейнерами, в каждом из которых помещается 400 килограммов писем, бандеролей, посылок, и две кранбалки, управляемые одним человеком дистанционно с пульта. Вот как выглядит рекламное описание этого вагона.
Приемка
почтовых отправлений в вагон здесь
полностью механизирована. Не успеет поезд
остановиться, как откроются широкие двери
вагона и механические «руки» примутся за
погрузку контейнеров с почтой. Их раздача
производится так же автоматически по
заданной программе: вот нажата кнопка на
пульте, и над алюминиевыми контейнерами
побежала кранбалка, замерла на секунду,
легко подхватила один из них и понесла к
двери. Это – первый в мире
специализированный вагон для контейнерной
перевозки почты.
Теперешний почтовый вагон – настоящий
«почтамт на
рельсах».
Все здесь предусмотрено для спокойной
работы и отдыха: иногда бригада находится в
пути две или три недели. Работники вагона
принимают заказные письма, продают
почтовые марки, карточки, конверты, бумагу.
В почтовые ящики вагона опускают простые письма, как
пассажиры поезда, так и жители городов и
поселков, где почтовые поезда
останавливаются. Когда состав отходит от
очередной станции, из
кладовой,
куда только что была принята почта, мешки
с
корреспонденцией вносят в сортировочный
зал, и все члены бригады приступают к
разбору, сортировке и подготовке
отправлений к предстоящему обмену.
И, как любой почтамт, железнодорожный
вагон имеет свои почтовые штемпеля, штампы,
которыми удостоверяется факт доставки
корреспонденции. Именно это обстоятельство
нашло своих коллекционеров – почитателей.
Основным коллекционным материалом
«железнодорожной
почты» являются почтовые отправления со
штемпелями, подтверждающими факт их
обработки в почтовых вагонах или в
привокзальных почтовых отделениях связи.
Ну и конечно почтовые марки, и специальные
почтовые штемпеля железнодорожной
тематики. А в некоторых странах даже
используются специальные почтовые марки[1].
Однако, развитие современных средств
доставки грузов, сказывается и на судьбе
традиционных средств доставки почты. В США
развитие автомобильного и авиационного
транспорта привели к резкому ослаблению
роли железнодорожного транспорта. Как
результат этого, 30 июня 1977 года закончила
свое существование железнодорожная
почтовая служба США. В этот день
использовался памятный штамп с
изображением вагона с надписью «Железнодорожное
почтовое отделение». На штампе надпись «Конец
одной эры. Последний день железнодорожной
почтовой службы. Нью-Йорк и Вашингтон». И
это, не смотря на то, что первая почтовая
марка с железнодорожной тематикой
появилась именно в США в 1861 году.
А родина железной дороги Англия – единственная страна, где имеется подземная почтовая железная дорога. Восемь ее станций соединены с основными сборными пунктами Британской почтовой службы. Поезда приводятся в движение и управляются автоматически.
В
заключении хочется отметить, что первая
памятная марка в мире была выпущена в 1871 в
Перу в честь открытия в этой стране первой
железнодорожной линии. А самой редкой
маркой железнодорожной тематики является
почтовая марка США, из
серии, выпущенной в 1901 году к выставке в
Буффало. На марке номиналом 2 цента
изображен паровоз. Несколько листов этой
марки были отпечатаны с ошибкой «перевернутый
центр». Здесь вы можете видеть «нормальный»
экземпляр, а изображение марки с ошибкой
помещено в главе «Как появляются редкости».