Почтово-благотворительные марки.

 

          Почтово-благотворительными называются знаки почтовой оплаты, в стоимость которых помимо почтового номинала входит и наценка для благотворительных нужд. Обычно на марке указывается два номинала: почтовый плюс благотворительный. К этой категории относятся марки Красного креста, военной помощи и других многочисленных выпусков. Благодаря этим дополнительным сборам удается собрать значительные суммы, позволяющие государству оказывать материальную помощь определенной категории лиц или осуществления финансирования каких-либо мероприятий, требующих солидных денежных средств.

          Впервые подобные марки, названные впоследствии «госпитальными», выпущены в двух бывших британских колониях Виктории и Новом Южном Уэльсе (Австралия)  в 1897 году. Средства от доплаты предназначались в фонд строительства больниц. Это были две юбилейные серии к 6О-летию коронации английской королевы Виктории. В каждой из них по две крупноформатные марки номиналами – 1 и 2 1/2 пенса. Но продавались они по двенадцатикратной цене (вместо пенсов за шиллинг, английская монетная система в те годы была – 1 шиллинг= 12 пенсов).

        Разница в стоимости в Виктории предназначалась на организацию больницы для бедных, а в Новом Южном Уэльсе – на строительство специальной больницы для лечения больных туберкулезом. На марках Виктории упоминаний о благотворительном характере выпуска не было, напечатан лишь почтовый номинал, а продажная стоимость (12-кратная) не обозначалась. На эмиссиях же Нового Южного Уэльса имеются особый текст, стоимость почтового сбора и продажная цена.

       Спустя три года, в 1900 году в Виктории было издано еще две почтово-благотворительные марки. Их выпуск был связан с англо-бурской войной 1899 – 1902 годов. Эти выпуски также продавались по двенадцатикратной цене, а разница направлялась в фонд помощи пострадавшим от военных действий.

          Следует сказать, что коллекционеры очень не любят марки с наценкой. Впервые компания осуждения таких марок поднялась сразу же после выпуска «госпитальных» марок. Была даже организована попытка бойкота этих марок. И действительно, повод для возмущения был, так как  благотворительная наценка «госпитальных» марок составляла 1100 процентов. Однако, несмотря на все протесты, подобные марки стали появляться все чаще и чаше. Поначалу почтово-благотворительные марки могли использоваться лишь для оплаты внутренних отправлений, и только в 1920 году они были разрешены Всемирным Почтовым Союзом и для международной корреспонденции.

          Определенная популярность этих марок привела в ряде стран к чрезмерному их выпуску и необоснованно высоким суммам сборов на благотворительные цели. Так, в 40-е годы в Бельгии, Люксембурге, Франции количество почтово-благотворительных эмиссий составляло более 50% от общего числа изданных. А бельгийская марка 1945 года, посвященная послевоенному восстановлению экономики, установила своеобразный рекорд: при почтовом сборе в 1 франк надбавка составила 30 франков.

          Понимая, что такие «поборы» не могут долго продолжаться и зная характер коллекционеров, многие почтовые администрации стали выпускать почтово-благотворительные марки уменьшенными по сравнению с обычными эмиссиями тиражами.

          Защищая интересы коллекционеров, ФИП вынуждена была принять ряд решений, направленных на ограничение таких изданий. Так, сумма дополнительного сбора на благотворительные цели не должна превышать 50% от номинала.  При нарушении этого условия благотворительный выпуск заносится в «черный» список ФИП со всеми вытекающими отсюда последствиями. И почтовым властям пришлось умереть свои аппетиты.

          К классическим маркам с доплатой относятся ежегодные выпуски Швейцарии “PRO JUVENTUTE” (В пользу молодежи), первый выпуск которых состоялся в 1913 году и “PRO PATRIA” (В пользу отечества). Регулярные ежегодные выпуски подобного характера издают в Голландии, Бельгии, Германии и других странах. В настоящее время подобные выпуски стали довольно популярными у коллекционеров. Все знают высокий уровень спортсменов Германии. На соревнованиях любого уровня они всегда добиваются очень высоких успехов. Не исключено, что большой вклад в успехи германского спорта вносит и филателия, регулярно выпускающая почтово-благотворительные выпуски марок «В пользу спорта» ( FUR DEN SPORT, OLIMPISCHE SPIELLE).

          Регулярные выпуски марок по теме «Красный крест» выходят во Франции. Еще одна тема, не вызывающая больших нареканий – это олимпийские выпуски марок с доплатой, которые выпускает страна-организатор Олимпийских игр. 

    В 1914 году в России были выпущены почтовые марки с надбавкой к их номинальной стоимости, предназначенной «В пользу воинов и их семей». О выпуске благотворительных марок ходатайствовало женское патриотическое общество России и Скобелевский комитет. После выпуска марок с доплатой в России была проведена беспрецедентная рекламная акция. Во всех местах, где продавались марки, было вывешено объявление: «Почтовые патриотические марки Императорского женского патриотического общества в пользу сирот продаются здесь. Патриотические почтовые марки 1, 3, 7 и 10 коп дост. принимаются для оплаты всякого рода корреспонденции (простой, заказной, бандеролей и проч.) наравне с обыкновенными почтовыми марками. Патриотические марки продаются с надбавкою только одной копейки на каждую марку. Чистый доход вырученный, от сей надбавки, поступает в пользу сирот воинов». Следует отметить, что марка номиналом 7 копеек в продажу не поступила. Дело в том, что в этот момент сменились почтовые тарифы. Почтовый тариф на простое иногороднее письмо был повышен с 7 до 10 копеек. Эти марки впоследствии были проданы филателистам, а в гашеном виде они не встречаются

          В 1920 –1921 год небывалая засуха поразила многие районы России. Жестокий неурожай принес голод в страну. Требовались значительные денежные средства для закупки продовольствия. 16 августа 1921 года в газете «Известия» было опубликовано письмо одного московского филателиста: «Будучи уже много лет коллекционером иностранных и русских почтовых марок, позволю себе предложить меру, могущую дать значительные суммы для оказания помощи голодающим, а именно: выпустить в продажу с повышенной ценой особые почтовые марки». Предложение было принято, и в конце 1921 года вышла серия марок из четырех марок «Помощь голодающим». Все марки имели продажную цену 2250 рублей, из которых 2000 рублей шли в фонд Помгола (комитет помощи голодающим). Вслед за этой серией в 1922-1923 годах вышли еще несколько серий с доплатой.

          Первый выпуск марок «В помощь голодающим»[1] интересен еще и с технической стороны. Фабрика Гознака изготовила марки четырех цветов. Впервые был применен нетрадиционный полиграфический прием совмещения, т.е. марки первого выпуска Помгола печатали вместе со стандартными марками в следующих сочетаниях: синие со стандартными марками номиналом 250 рублей, зеленые – с марками номиналом 300 рублей, коричневые – с марками номиналом 200 рублей и красные – с марками номиналом в 1000 рублей. Причем на каждом листе помещалось по 100 экземпляров стандартной марки и только 8 экземпляров марки «В помощь голодающим».

          После печати рабочие типографии отделяли марки Помгола от марок стандартного выпуска и в таком виде они поступали в продажу. Таким образом, при печати благотворительных марок свою посильную помощь внесли и рабочие Гознака. Тираж был напечатан на полях стандартного выпуска и без дополнительной оплаты труда печатников. На выставке «СССР – Франция» в 1975 году посетители могли видеть большую редкость - две неразрезанные вырезки из листов в коллекции французского филателиста М.Липшюца[2].

          После 1923 года  Советский Союз не издавал почтово-благотворительные марки до момента выхода первой предолимпийской серии, посвященной Олимпиаде-80. Зато многочисленные олимпийские выпуски марок с наценкой значительно облегчили карманы филателистов. Чего стоят только 30 марок серий «Золотое кольцо» с номиналами 1 рубль + 50 копеек. По ценам 1980 года это были достаточно солидные деньги.

         При всеобщем увлечении почтовых ведомств различных стран выпуском марок с доплатой следует сказать, что есть страны, которые практически никогда не выпускают подобные марки.

          Впервые  почтово-благотворительной выпуск Англии состоялся в 1975 году. Была выпущена одна единственная  марка со скромной доплатой в фонд инвалидов (4.5+0.5 пенса). Результат -  было продано всего 7 миллионов экземпляров, это значительно меньше обычных продаж. Так англичане отбили попытки властей заняться принудительной благотворительностью.

          Под напором правительства, которому как всегда нужны деньги, недавно сдалась и почта США. В 1998 году, конгресс США  поручил почтовой администрации издавать памятную марку с наценкой на благотворительные цели. Представитель почты заявил, что решение ошибочно, так как опыт других стран показал - подобные действия ведут не к росту поступлений, а к их снижению. И все же марка была издана (при тарифе First-Class 32 цента, марка продавалась по цене 40 центов). Результат - почти 8 млн. долларов удалось собрать  на исследование в области рака груди. Что же будет дальше? Удачный опыт может спровоцировать почтовое ведомство на следующие попытки. И тогда репутация страны, которая решает свои проблемы без принудительной помощи населения, будет безвозвратно утеряна[3].

   

 

[1] Декабрь 1921 года.

[2] Нужно сказать спасибо рабочим типографии, которые сохранили несколько бракованных кусочков печатного листа. Без этих кусочков мы  бы просто не узнали о столь интересном филателистическом факте.

[3] Следует отметить, что последние годы эмиссионная политика США претерпела огромные изменения и стала очень напоминать политику развивающихся стран, которые контролируются межправительственной филателистической корпорацией (МПФК).

Hosted by uCoz