Глава 11. Почты разные нужны, марки разные важны.

 

          Познакомившись со знаменитыми коллекционерами, пора перейти к более детальному разговору о самих знаках почтовой оплаты. Первые знаки почтовой оплаты носили универсальный характер, т.е. ими можно было оплатить доставку чего угодно. Но бурное развитие почтовой службы потребовало выделять некоторые виды почтовой корреспонденции. И начали возникать знаки почтовой оплаты для указания специфики почтового отправления. Жизнь продолжается, и появляются все новые и новые виды способов доставки почты и новые виды в классификации знаков почтовой оплаты. Бывает и наоборот, какой то способ доставки почты отмирает, а с ним и специализированные знаки почтовой оплаты. Развитие почты в настоящее время привело к тому, что знаки почтовой оплаты опять стали универсальными, а характер почтового отправления, чаще всего определяется наличием специальных почтовых ярлыков или штемпелей. Однако выпуск некоторых видов знаков почтовой оплаты продолжается исключительно по традиции.

          Я не буду приводить строгую классификацию знаков почтовой оплаты. Мне хочется просто рассказать читателю о различных, часто довольно необычных, видах доставки почты и о различных филателистических материалах, возникающих при организации данного вида почты. Разделить понятия «почта» и «почтовая марка» невозможно. Поэтому названия глав обязательно кончаются этими словами. А почему иногда «…почта», а иногда «… марки», да просто так мне удобнее. Вот и все. Да и в последовательности изложения не нужно просматривать строгую систему. Просто идет разговор о различных видах почт.

  Газетные марки

           История газетных марок началась в 1851 году в Австрии. Летом 1850 года в Австрии появилась первая почтовая марка. Новшество одобрили как чиновники, так и население. Однако были и недовольные, причем очень влиятельные люди. Это были издатели газет. Дело в том, что почта потребовала на каждую газету наклеить почтовую марку для оплаты доставки. Для почты доставка газеты ни чем не отличалась от доставки письма. Однако издателям это обходилось очень дорого, поэтому они стали развивать службу собственной доставки газет подписчикам. А это уже было невыгодно почтовикам. Выход вскоре был найден. В 1851 году появились специальные марки, получившие название «газетных».

          Было выпущено три марки с изображением головы Меркурия (Меркурий посланец богов Олимпа, который разносил вести в самые отдаленные уголки земли). Эти марки не имели номинала и различались только по цветам (синяя, желтая и розовая). Синяя марка применялась для отправки единичных экземпляров газеты, желтая для пакета из 10 газет, а розовая для пакета из 50 газет. Газетные марки продавались только издателям и наклеивались на газеты и тюки с газетами. На почте обертку срывали и уничтожали вместе с погашенными марками. Это и объясняет то, что в настоящее время многие газетные марки являются редкостью. В 1856 году были выпущены марки красного цвета, которая является одной из редчайших марок Европы.

          Трудно поверить, но даже синий «Меркурий» при тираже почти 12 миллионов является редкостью. Об этом говорит такой факт, что многие информационные агентства мира сообщили о «филателистической краже века» 17 марта 1970 года.

          В тот мартовский день в пражский почтовый музей пришли двое молодых людей. Воспользовавшись тем, что залы были пусты, они вскрыли застекленную витрину, где хранился один из наиболее ценных экспонатов – единственный в мире полный лист «голубых меркуриев». Пригрозив пожилой служительнице музея, которая пыталась усовестить грабителей, молодые люди скрылись, унеся с собой добычу. На следующий день весть о похищении редких марок взволновала весь филателистический мир.

       Журналисты высказывали предположение, что этот уникум  будет вывезен за границу и продан какому-либо богатому  коллекционеру или еще хуже будет разрезан и продан по частям. Таков был первый акт этой филателистической драмы. О краже был поставлен в известность Интерпол, было обещано большое вознаграждение. 

       Второй акт разыгрался на чехословацко-австрийской границе, когда к контрольно-пропускному пункту Ново-Быстрица подъехал роскошный лимузин с дипломатическим номером. Чехословацкие пограничники, как всегда с должным уважением отнеслись к дипломатическому паспорту владельца и водителя автомобиля советника-посланника греческого посольства в ЧССР Л. Лимберопоулоса. Но на этот раз у пограничников возникло подозрение, что в багажнике машины кто-то скрывается. В ответ на вежливую просьбу открыть багажник, греческий дипломат запротестовал в отнюдь не дипломатических выражениях. Но багажник, в соответствии с действующими правилами, был все же открыт, и пограничники извлекли оттуда насмерть перепуганного человека. Это и был организатор кражи в почтовом музее. По его заданию два младших брата преступника похитили для него блок «голубых меркуриев». А господин Лимберопоулос. «любезно согласился» вывезти обладателя филателистического уникума за пределы страны.

          Удача в этот раз сопутствовала сыщикам и сокровище вернулось на свое место. Пресса же еще раз порадовала нас рассказом о знаменитых марках.

          Интересна история находки блока желтых «Меркуриев». В феврале 1926 года, по сообщению журнала «Illustrierter Briefmarken-Journal», был найден блок из 12 марок желтого «Меркурия». Эти марки были наклеены на большой пакет с газетами, отправленный 17 мая 1856 года из Вены в Прагу на имя бывшего австрийского императора Фердинанта. Отставной монарх после отречения жил в Праге, но живо интересовался  Венскими новостями. Адресат, по каким-то причинам газеты не прочитал, а вышколенная прислуга не посмела выбросить пакет. В конце концов уникальный блок возвращается в Вену и долго не находит своего покупателя из-за огромной цены на него. Появился даже слух, о том, что это блок будет разрезан и продан по частям. Когда эти слухи появились в прессе, то вся мировая филателистическая общественность возмутилась, но все кончилось благополучно - вскоре он нашел своего владельца.

          А розовый «Меркурий» даже дал свое имя для книги филателистических рассказов известного чешского писателя Франтишека Лангера, которая вышла в нашей стране в 1969 году. Один из рассказов Ф.Лангера называется «Квартблок розовых Меркуриев». Вот как описывает свои впечатления главный герой рассказа Игнац Крал, когда он увидел «… чистый нештемпелеванный квартблок розовых Меркуриев.

          Разумеется, вы сначала должны знать, что такое Меркурии, квартблоки и, наконец, квартблок розовых Меркуриев. Встаньте же на колени и поклонитесь им – они это заслуживают! Так знайте: Меркуриями назывались газетные марки, их наклеивали вместе с адресом прямо на газеты или на газетные тюки. Я не хочу обижать газеты, но кто их сохраняет после прочтения? Так что наклеенные марки выбрасывались вместе с ними. Поэтому вы теперь и за десятку не найдете, скажем, даже синюю с Меркурием, которая стоила чуть больше половины крейцера.

          Розовую, стоившую 30 крейцеров, которую клеили, как известно, только на обертку больших газетных тюков, вы не найдете даже за две тысячи крон. А теперь представьте, что на меня с оставшегося наследство альбома глядят эти четыре розовые, с головой Меркурия, прелестный полный квадратик, две и две, отчего их цена удесятеряется, и вдобавок, заметьте себе, неиспользованные, а это означает, что ценность их настолько повышается, что они были бы приличным приданым для невесты! Для богатой невесты! Невозможно понять каким чудом они сохранились! И даже всей четверкой. Из этого чуда следует вычесть то, что умерший дядюшка был советником министерства почт и телеграфов. Так или иначе, их вообще могли приобретать только газетные экспедиции для своих крупных посылок». Продолжение интересной истории можно узнать, прочитав эту книгу Ф.Лангера.

          Через 14 лет после появления австрийских Меркуриев в США вышли три американские газетные марки с портретами Вашингтона (5 центов), Франклина (10 центов) и Линкольна (25 центов). Так как газета вещь крупная, то газетные марки США выпустили рекордных размеров (10х5.5 см). Однако встал вопрос – как гасить такие большие марки. Заказывать штемпель большого размера? А как с ним потом работать? Почтовики поступили гораздо проще. Кисточка и чернила позволили надежно гасить марки. Но после этого лица американских кумиров оказывались в очень неприглядном виде. Целых 10 лет терпели американцы это издевательство, но, в конце концов, выпустили газетные марки уже нормальных размеров.

            Кроме Австрии и США подобные марки применялись в Чехословакии, Бельгии и некоторых других странах. Перед вами фрагмент аргентинской газеты «La Reaccion Civica» от 16 августа 1902 года с газетной маркой. По нему можно представить, как это выглядело в действительности. В России роль газетных марок играли полоски бандерольной бумаги   с напечатанной маркой достоинством в 1 копейку.

          По иронии судьбы последняя газетная марка вышла в 1954 году в той же Австрии, страны, которая начала интересную историю семейства газетных марок. Интересно, что голова Меркурия есть и на них. Ну а доставка огромного количества газет во всем мире производится почтой или специальными организациями по заключенным с издательствами договорами.

 

Hosted by uCoz