Появление почтовой марки тесно связано с развитием почты. Потребность в обмене информацией возникла еще при первобытном обществе. Для того чтобы выжить, первобытные люди стали сознавать необходимость совместной деятельности. При этом появилась потребность в передаче сообщений друг другу. Вначале передача сообщений выражалась только жестами и звуками. Передача сообщений голосом имела ограниченные возможности. И человек столетиями искал и находил все более и более совершенные средства для передачи сообщений. Сигнальные барабаны в Африке, дым костров у индейцев и, наконец, гонцы. Гонец заучивал сообщение и отправлялся в путь, пока не доставлял весть по назначению. Вспомним же знаменитую историю воина Диомедона. Около 490 года до нашей эры афиняне, победившие в битве при Марафоне превосходящих числом персов, отправили его с этим известием. Диомедон бежал не щадя себя и вступил в Афины, напрягая последние силы.
«Радуйтесь, мы победили!» - воскликнул он и упал мертвым.
Знаменитая марафонская дистанция и в настоящее время напоминает нам о подвиге греческого гонца. Символично вдвойне[1], что на самой первой Олимпиаде в 1896 году, которая состоялась в Греции, первым олимпиоником[2] современности стал победитель марафонского бега греческий письменосец Спирос Луис. На греческой марке 1971 года изображен приз, которым был награжден Спирос Луис за свою победу.
Как не торопился гонец, большого расстояния он преодолеть не мог. После приручения лошади появились конные гонцы. Но у гонцов был один большой недостаток – несовершенная память. Он мог забыть или что-то перепутать в сообщении. Возможность «консервирования» сообщений появилась только с изобретением письменности.
Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Люди, населяющие эти древние страны, писали клинописью на глиняных табличках. Эти сведения знает каждый школьник. Однако ассирийцы еще в III тысячелетии до нашей эры применяли то, что может называться предшественником конверта. После обжига таблички с текстом письма, ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-«письмо» и табличка-«конверт» не становились единым куском. «Конверт» разбивали и читали «письмо». До наших дней дошло два таких письма. Они вместе с «конвертами» хранятся в Лувре.
4000 лет назад неизвестный египетский художник на одной из стен погребальной пещеры фараона Нумхотена нарисовал воина, держащего в одной руке свиток, а в другой руке – открытый лист-письмо, который подает своему начальнику. Так до нас дошло вещественное доказательство существование почты в те далекие времена. Документальные материалы о почтовых сообщениях мы имеем и среди других памятников древней культуры.
Письменное сообщение можно было передавать от одного гонца к другому без опасения исказить сообщение.
Во времена Кира и Дария в Персии(558 – 486 года до нашей эры) почтовая связь была налажена очень хорошо. На станциях персидской почты постоянно были наготове гонцы и оседланные лошади. Почта передавалась гонцами по эстафете от одного к другому. Эта была так называемая эстафетная почта.
Славилась и древнеримская почта. Она играла огромную роль в управлении громадной Римской империей. В важнейших центрах империи содержались специальные станции, снабженные конными курьерами. Римляне обычно говорили «Statio posita in…”(Станция расположена в …). Как считают специалисты, именно из сокращения этих слов и появилось слово ПОЧТА[3] (“Posta”).
Документально подтвержденные сведения о возникновении почты в Китае относятся к очень отдаленным временам. Государственная почта Китая существовала уже при династии Чжоу (1027 – 249 года до нашей эры). Она располагала пешими и конными гонцами. Императоры династии Тан (618 – 907 года до нашей эры) уже назначали генерал - почтмейстеров. Эстафетная почта Китая доставляла императорские приказы и сообщения императору с необыкновенной быстротой. На древней китайской гравюре мы можем видеть, как выглядел китайский пеший почтовый гонец. Хотя работа и нелегка, но любимый зонт должен скрасить гонцу трудности далекого путешествия.
В арабском Халифате к 750 году все государство было покрыто сетью дорог, по которым курсировали гонцы – пешие и верховые на лошадях, верблюдах и мулах. Они доставляли государственную и частную почту. О большом значении почтовой службы государства свидетельствует знаменитое высказывание халифа Мансура, основавшего Багдад (762 год). «Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всем».
Государства инков в Перу и ацтеков в Мексике еще до 1500 года имели регулярную почту. Следует отметить, что почта инков и ацтеков использовала только пеших гонцов. Дело в том, что лошадей в Южную Америку завезли европейцы – завоеватели только в 16 веке. Расстояние между соседними станциями не превышало трех километров. Поэтому оно преодолевалось гонцом в высоком темпе. Характерная особенность почты инков и ацтеков заключалось в том, что кроме почты, гонцы должны были доставить свежую рыбу к столу императора. Рыба доставлялась с побережья в столицу в течение 48 часов (500 км). Оцените скорость доставки. Думаю, что современная почта вряд ли быстрее, хотя имеет в своем распоряжении машины, поезда и самолеты.
Но, практически везде, почта, как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам государства. Но вот к частному человеку это учреждение очень долго не имело никакого касательства. Достаточно сказать, что в стране инков почтовые тракты вообще шли в обход населенных пунктов.
Однако простые люди тоже хотели использовать почту для своих целей. На первых порах их сообщения передавались в частном порядке через купцов («почта мясников»), почтовой службы рыцарского ордена, странствующих монахов и гонцов университетской почты. Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе заставило людей организовывать регулярный почтовый обмен между городами. Имеются документы, подтверждающие наличие городских гонцов уже в 14 веке. Однако наиболее известна почтовая служба Ганзейского союза. Ганза – торговый и политический союз северогерманских городов в 14 – 17 веках. С вступлением в Ганзу Рейнского союза возникла первая почтовая сеть, которая, минуя все границы городов и мелких княжеств, доставляла почту по все территории Германии. Далее через Нюрнберг, почта уходила в Италию и Венецию, а через Лейпциг в Прагу, Вену и другие города. На этом примере мы видим уже зачатки международной почты.
Следующим заметным достижением развития почтовой службы может служить почтовая служба дворянского рода Турн-и-Таксис. Первое упоминание о почте Турн-и-Таксис относится к 1451 году, когда Рожер Таксис организовал курьерскую линию через Тироль и Штейермарк. Далее потомки дома Таксисов делают стремительную карьеру в почтовом ведомстве. В 1501 году Франц Таксис становится генерал – почтмейстером Нидерландов. До начала 16 века почтовая служба Таксисов строилась на основании феодальных привилегий дому Таксисов. Так как, почтовое дело стало становиться доходным, то у почты Таксисов появились конкуренты. В первую очередь это почта городов. В 1615 году очередной Таксис – Ламораль становится имперским генерал – почтмейстером. Более того, имперским указом эта должность была объявлена пожизненной и наследственной для рода Таксисов. Кстати, приставку «Турн» Таксисы присоединили к своей фамилии в 1650 году, получив ее в качестве пожалования короля. Ламораль Таксис, новый генерал – почтмейстер, был вынужден просить у императора издания нового указа против «дополнительных почт и дополнительных линий, обслуживающихся гонцами». Все это положило началу борьбу почты Турн-и-Таксис с конкурентами. Эта борьба велась на протяжении столетий. Почта Таксисов сумела устоять и победить. Аккуратность, быстрота и честность – таков был девиз почты Турн-и-Таксис. История почты Турн-и-Таксис заканчивается только в 1867 году, когда Пруссия приобрела права на все почтовые учреждения дома Турн-и-Таксис.
В 1973
году в Бельгии вышла марка (4.5 F),
посвященная почте Турн-и-Таксис. Одной из
первых почтовая служба Таксисов появилась
на территории Бельгии. Служащие этой
своеобразной империи имели широкие права и
привилегии. На почтовой марке отражена одна
из них. На правом боку, сидящего на коне
курьера, виден почтовый рожек. В то время
только служащие дома Таксисов имели право
трубить в него. Звук рожка предупреждал
почтовые станции о приближении курьера, на
смену которому готовилась смена. Сигнал
рожка освобождал от подорожной платы, в
ночное время открывал городские ворота,
заставлял встречный транспорт сворачивать
с пути, уступая дорогу спешащему с почтой
курьеру[4].
В 17 веке Швеция стала великой державой, и появилась необходимость в регулярной связи с ее владениями за Балтийским морем. Первыми почтальонами были королевские курьеры. Затем корреспонденцию доставляли так называемые «почтовые крестьяне». Они жили вблизи основных дорог, освобождались от разного рода повинностей, например, воинской, но были обязаны переправлять государственную почту. Обычно посылали батрака, который бежал, трубя в рожек, километров за 20-30 к соседу. Передав свою почту и получив в обмен другую, он отправлялся домой. Если письма опаздывали, ему грозило наказание. Корреспонденция доставлялась и по морю, например, на лодках из Швеции на Аландские острова и далее в Финляндию и Санкт-Петербург. «Почтовые крестьяне» работали круглый год, независимо от погоды. Особенно опасна была переправа весной и осенью, когда они, то волокли лодку по льду, то ставили паруса, то брались за весла. Немало людей погибала во время шторма.
Русская почта является одной из старейших в Европе. Первое упоминание о ней в летописях относится к 10 веку. В киевской Руси существовала обязанность населения с названием «повоз». Эта обязанность заключалась в необходимости предоставлять лошадей для княжеских гонцов и его слуг. Еще до татаро–монгольского нашествия в России существовали почтовые дороги и почтовые станции. Просто захватчики стали использовать их для организации своей почты. Они ввели натуральную повинность для населения, названную «ям». Ям - это обязанность населения предоставлять лошадей и людей (какой же хозяин способен передать свою кормилицу в чужие руки!) для перевозки грузов и почты. Татаро-монгольское иго сгинуло, но тюркское слово «ям» осталось в русском языке в качестве названия одной из многочисленных повинностей русского населения (вспомним самые известные – барщина, десятина и т.п.). Ямами стали называть почтовые станции, где гонцы меняли лошадей. С 16 века ямы находились в ведении Ямского приказа, предшественника Почтового департамента России (1782 год). Да и слово ямщик имеет те же корни. Хотя интересно отметить, что вначале ямщиками называли станционных смотрителей, и только позднее значение этого слова изменилось на современный лад: ямщик – человек, непосредственно управляющий лошадьми почтовых троек.
Четкая почтовая
служба в России появилась, однако, только
при царе Алексее Михайловиче.
Организатором «правильной» почтовой
гоньбы в России стал глава тогдашнего
русского правительства боярин Афанасий
Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 – 1681). Он же
является инициатором создания и зарубежной
почты России (почтовая линия Москва –
Вильну). На почтовом блоке, выпущенном к 100-летию
русской почтовой марки хорошо видны
наиболее яркие страницы истории русской
почты
Как видно из этих кратких примеров, развитие почты в различных странах имело немало отличий, но, в принципе, эволюция почты различных стран шла достаточно похожим путем. Начиналась она с доставки сообщений и приказов сильных мира сего, на каком то этапе она стала обслуживать и нужды других людей. Да и принципы построения достаточно похожи.
История почты развивается дальше. У почтарей появляется форменная одежда. Появляются знаки почтовой оплаты и коллекционеры их. Совершенствуются способы доставки и защиты информации от любопытных глаз. Создается Всемирный почтовый союз. Появляются все новые и новые средства связи. Именно об этом будет говориться в следующих главах.
[1] С.Луис во-первых – грек, а во-вторых – почтальон.
[2] Олимпийским чемпионом.
[3] Считается, что это слово в современном значении впервые было употреблено парой Гонорием III в XIII веке.
[4] В наше время подобные льготы присвоили себе чиновники разного ранга. Вот только почтовый рожек ушел в прошлое. На смену этому символу появился другой – автомобиль с мигалкой.