Есть в истории филателии уникальный
выпуск специальных марок для «плавающих
несгораемых сейфов»[1].
Хотя они были изданы через три года после
окончания первой мировой войны, их
появление было связано именно с военными
действиями. Дело в том, что в годы войны
голландский флот понес большие потери из-за
пиратских нападений немецких подводных
лодок и от немецких мин. Однако, и после
войны оставшиеся в водах морей и океанов,
мины представляли собой большую опасность,
и голландский флот продолжал нести потери.
Под впечатлением этих катастроф
голландский изобретатель Ван-Блаандерен из
города Гуицен задался целью создать такое
универсальное оборудование, которое бы
способствовало сохранению перевозимых на
судах денег, ценностей и почты от любых
видов катастроф на море. Он создал сейф
уникальной конструкции, способный
противостоять воде и огню, а после гибели
судна оставаться на поверхности моря и
подавать сигналы.
Металлический сейф Ван-
Блаандерена напоминал яйцо огромных
размеров. В его верхней части имелось
входное отверстие круглой формы с
герметично закрывавшейся крышкой. Сейф был
рассчитан на 3000 кг, выдерживал нагрев до 1700
градусов Цельсия и давление до 10 атмосфер.
Внутри «яйца» имелись специальные отсеки
для секретных документов, содержимое
которых самосжигалось в случае взлома.
Сейф устанавливался на верхней палубе,
в зоне видимости штурманской рубки. При
погружении судна в воду срабатывали
специальные отсоединяющие устройства, и
сейф оставался на поверхности воды.
Автоматическая сирена подавала сигналы
через каждые 10 минут, каждые 4 минуты
вспыхивал яркий фонарь, а с интервалом в час
выстреливалось 12 ракет.
Такой комплекс спасательных средств и
сигнализирующих устройств привлек
внимание не только промышленников, но и
почтовую администрацию Нидерландов,
которая согласилась применять такие сейфы
для перевозки ценностей из Голландии в
Нидерландскую Индию.
Первым судном, оборудованным плавучим
сейфом Ван-Блаандерена, был пароход «Vondel», вышедший в рейс
5 февраля 1921 года. Накануне его выхода в море
нидерландская почта выпустила специальную
серию из семи марок номиналами от 15 центов
до 7.5 гульденов.
Со временем возможность встречи с
плавучей миной становилась все менее
вероятной[2],
поэтому мало кто из отправителей хотел
нести дополнительные расходы. Не имела
эмиссия и филателистического успеха, так
как была слишком дорогостоящей. Кроме того,
коллекционеры того периода были очень «разборчивы»
относительно всего, что касалось
происхождения марок; большинство их
считало серию частным выпуском фирмы «Ван
Блаандерен» и не включало эти марки в свои
коллекции[3].
В результате только незначительная
часть напечатанных марок была распродана, а
серию изъяли из обращения 25 августа 1923 года.
Оставшиеся запасы марок в количестве 11 700
серий голландская почта распродала в
апреле 1929 года
[1] У коллекционеров эти марки, иногда называют марками «пожарных ящиков» или марками «не тонущей почты».
[2] С 1921 по 1923 год на линии Нидерланды – Нидерландская Индия не потонул ни один пароход.
[3] А вот здесь коллекционеры промахнулись. Выпуск был сделан с официального согласия голландской почты, кроме того, почта по договору получала 3/8 стоимости марок. Ныне эти марки, наклеенные на оригинальные отправления, относятся к филателистическим раритетам.