Некоторые особенности штемпелей денежек Ивана IV
Новиков Г.И. (Смоленск ).
Предложенный автором способ фиксации изображения лицевых и оборотных сторон русских проволочных монет на прозрачную пленку для идентификации типа штемпеля (1) позволил выявить любопытные особенности штемпелей денежек Ивана IV (1533-1584). Речь идет о том, что при совмещении прорисовок некоторые оборотные штемпеля обнаруживают практически идеальное совпадение пропорций изображения – то есть одинаковы расстояния между строками и буквами, одинаковы по площади поля отведенные под изображение букв легенды, совпадает линия обрамления поля монеты. Однако, начертания букв различны, поэтому вполне естественно, что при визуальном сравнении подобных штемпелей между собой данное обстоятельство ускользнуло от внимания специалистов.
В настоящее время выявлено совпадение пропорций изображений с незначительными отличиями оборотных штемпелей 3-4, 5-8-9, 18-21 Московского денежного двора, а также 2 Московского и 16 Тверского денежных дворов (у автора отсутствует прорисовка оборотного штемпеля 6 Московского денежного двора, среди коллекционеров отмечено появление новых вариантов оборотной стороны – все это, возможно, расширит круг совпадающих штемпелей).
Отличия между 3 и 4 заключается в следующем: знак над КНSЬ на 4 чуть ниже и правее; Н в КНSЬ чуть ниже и правее; В в ВЕЛIKI чуть выше и правее. Для 5-8-9 линейное обрамление поля монеты штемпеля 9 чуть правее. Для 18-21 точечное обрамление поля монеты штемпеля 21 чуть левее. Наибольшие отличия имеют место между 2 и 16: на штемпеле 16 точечное обрамление чуть выше; чуть выше; Ь в КНЗЬ чуть левее; I в IВАN чуть правее; второй элемент буквы К в ВЕЛIКI чуть правее; точки по бокам слова КНЗЬ и IВАN. Тем не менее, эти штемпеля автор относит к штемпелям с совпадающими пропорциями изображений.
Подобное совпадение пропорций изображений, совершенно различных на первый взгляд штемпелей, заставляет вернуться к вопросу организации техники чеканки монет реформы Елены Глинской.
Общепринятая точка зрения сводится к схеме маточник – штемпель: “…Необходимость получения массовой стандартной продукции породила еще в XV в. важное усовершенствование в технике чеканки. Рисунки и надписи стали наноситься не на штемпеля (чеканы), а на особо прочную матрицу (маточник), и уже с нее оттискивать на чеканы.” (2). В тоже время, на основе практики современного монетного производства, имеется предположение о существовании перед маточником еще одного орудия – негативной формы-матрицы: “…Детали будущего маточника или только их общие контуры -изображение, надпись и ободок – мастер мог сначала вырезать заглубленно и негативно, как на обычном штемпеле, на торце специальной стальной болванки – матрицы. С этой матрицы на рабочее поле маточника формовался выпуклый позитивный оттиск, … Получившийся позитивный оттиск, … , мастер дорезал вручную, после чего готовый маточник закаливался и поступал в производство.” (3). Именно использование матрицы позволяет получить гладкое поле для нижнего уровня маточника и значительно облегчает изготовление линейного или точечного обрамления поля штемпеля. Применение матриц “вроде бы” находит подтверждение среди нумизматического материала Ивана III – имеются штемпеля отличающиеся изображением некоторых мелких деталей.
По-моему, наличие отличающихся штемпелей с совпадением пропорций изображений доказывает использование матриц в денежном производстве Ивана IV при изготовлении некоторых маточников – ничем иным подобное совпадение обосновать невозможно. Можно попытаться на основе нумизматического материала дать реконструкцию изготовления таких матриц.
Наличие у различных штемпелей
совпадающей линии обрамления монетного
поля позволяет предположить применение
кольцевого пунсона, одинаковых полей под
буквы – применение прямоугольного пунсона
под одну, группу букв (строку) или всю
легенду. Использование подобного вида
пунсонов позволяет получить матрицу-шаблон,
условный вид которой приведен на рисунке.
Перевод данной матрицы сразу на несколько
маточников-заготовок с последующим
вырезанием букв легенды (отсюда различие в
изображении букв, а также отклонения в
некоторых фрагментах даже при вырезании
букв штемпелей одним и тем же мастером) дает
различные штемпеля, имеющие одинаковые
пропорции изображения.
Более интригующим, требующим дополнительного исследования, представляется совпадение пропорций изображений лицевых и оборотных сторон штемпелей группы денежек так называемого дореформенного чекана с типом 4-2 Московского денежного двора.
Литература
1. Новиков Г. К вопросу об идентификации штемпелей русских монет XIV-XVI вв. В сб.: Коллекция. 2001, №2.
2. Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого (история русской денежной системы с 1533 по 1682 год).- М.: Финансы и статистика. 1989.
3. Калинин В.А. Некоторые вопросы техники чеканки русских монет второй половины XV – начала 30-х годов XVI века. В сб. статей “Прошлое нашей Родины в памятниках нумизматики”.- Л.: Аврора. 1977.