ПОЧТОВЫЕ ШТЕМПЕЛЯ СМОЛЕНЩИНЫ.
А. Коцин.
(Продолжение. Начало в №№ 1,2, 2001 г.)
Для организации и совершенствования международной почтовой службы в 1874 г. образован Всемирный Почтовый Союз – межправительственная организация, членом которой была и Россия. Решения Конгрессов ВПС носили рекомендательный характер. На конгрессе в Лиссабоне в 1885 г. было предложено в календарных штемпелях время-месяц отправления и получения международной корреспонденции обозначать римскими цифрами.
4. Ссылаясь на это решение, Главное управление почт и телеграфов России в марте 1890 г. провело новое изменение штемпелей: дата в одну строку четырьмя цифрами года, в середине между ними (двумя первыми и последними) – черта, над ней календарное число месяца арабскими цифрами, а под чертой – порядковый номер месяца римскими цифрами.
На штемпеле стационарного почтового отделения указывается местонахождение почтового отделения или почтово-телеграфной конторы.
На штемпеле железнодорожного почтового отделения и почтового отделения на железнодорожном вокзале указывается местонахождение почтового отделения и название железной дороги. В Смоленской губернии по-прежнему два отделения на железнодорожных вокзалах – в Смоленске и Вязьме.
На штемпелях почтовых вагонов указывается номер прямого или обратного маршрута.
В этот период по территории Смоленской губернии проходило 5 маршрутов: 7-8 (транзитный) Орел–Двинск (через Рославль–Смоленск с 1891 г.), 41-42 (транзитный) Москва–Минск (с 1891 г.), 61-62 Ряжск-Вязьма, 83-84 Осташков–Вязьма (с 1891г.), 235-236 Смоленск–Богоявленск (с 1900 г.).
Интересно отметить, что не все государства учли рекомендации Конгресса ВПС, многие, в т.ч. США, до настоящего времени пользуются штемпелями с обозначением даты аналогично российским штемпелям образца 1860 г.
5. В феврале 1903 г. проведено новое изменение графики и формы штемпелей. Теперь они стали двух видов: двойной круг – для стационарных почтовых отделений, двойной овал – для железнодорожных отделений, дата стала обозначаться только арабскими цифрами – в центре в одну строку между двумя параллельными линиями. Год обозначался только двумя последними цифрами, а в штемпелях для крупных городов указывался еще и час гашения. Если в почтовом отделении имелось больше одного экземпляра однотипных штемпелей, то каждый экземпляр обозначался литерой – прописной или заглавной буквой русского алфавита.
На штемпелях стационарного почтового отделения указывается только местонахождение почтового отделения, иногда дается и название губернии. Вид почтового отделения указывается только для волостного правления (в небольших населенных пунктах), которому даются функции почтового отделения по получению и отправке простых писем.
На штемпеле овальной формы для почтового отделения на железнодорожном вокзале указывается местонахождение почтового отделения, а в нижней части слово "Вокзалъ" (или сокращенно "Вокз"). Следует отметить, что не все штемпеля со словом "Вокзалъ" обозначают почтовое отделение железнодорожной почты – это может быть и почтовое отделение стационарной почты, располагающееся недалеко от вокзала (аналогично и для станции железной дороги) – такие штемпеля имеют не овальную, а круглую форму.
В Смоленске действовало два отделения на железнодорожном вокзале – в Смоленске и в Вязьме.
Почтовые вагоны имели штемпеля овальной формы, на которых указывался начальный и конечный пункты маршрута, а между ними его номер.
На штемпелях безномерных почтовых вагонов железнодорожной почты (для временных или коротких маршрутов) указывали только начальный и конечный пункты. Безномерные почтовые вагоны могли находиться и в распоряжении стационарных почтовых отделений. Они предназначались только для перевозки почты, без обслуживания населения в пути следования. Такие вагоны имели штемпеля круглой формы, которые ставились не на письма, а на сопроводительные документы к мешкам с почтой.
По территории Смоленской губернии проходило 5 почтовых маршрутов: 7-8 (транзитный) Орел–Двинск, 41-42 (транзитный) Москва-Минск (с 1891 г.), 61-62 Ряжск-Вязьма, 83-84 Лихославль–Вязьма (с 1906 г.), 235-236 Смоленск–Богоявленск (с 1903г.) и Смоленск–Двинск.
Продолжение следует.
Примечание: В
статье использованы материалы по
железнодорожным штемпелям из каталога A.V. KIRUSHKIN
AND
P.E.
ROBINSON
“RUSSIAN
RAILWAY
POSTMARKS”. 1994.