В настоящее время почтовые ведомства всех стран используют самые современные средства сортировки и доставки почты. Ушли в прошлое пешие и конные курьеры. На смену им пришел автомобиль и самолет, почта имеет в своем распоряжении большой штат работников и множество машин, предназначенных для автоматизации обработки почтовых отправлений. Казалось бы, что скорость доставки корреспонденции должен значительно возрастать, однако практика говорит обратное.
В коллекции автора хранится почтовая карточка США, которая была отправлена из Нью-Йорка в Витебскую губернию 12 августа 1895 года. На карточке хорошо виден штемпель прибытия: 16 августа 1895 года. Таким образом, корреспонденция из Нью-Йорка была доставлена в глубинку Российской империи всего за 16 дней[1], причем следует учесть, что авиации в те далекие времена еще не было.
Время от времени некоторые граждане или организации пробуют на практике проверить работу почты. Организуются контрольные отправки корреспонденции, а результаты анализируются. Результаты эти практически всегда плачевны для почты. Вот несколько примеров работы почты различных стран.
1970 год. Югославия. Электрический ток распространяется по проводам со скоростью света. Так говорит физика. Но с этим не согласны работники югославской почты. Для доказательства своей правоты жители организовали интересный эксперимент. Из Загреба в Любляну (80 км) автомобилем, телеграфом, по телефону и с почтовым голубем было отправлено сообщение. Результат: автомобиль 1 час 32 минуты, почтовый голубь – 2 часа 49 минут, телеграмма – 2 часа 50 минут, а по телефону сообщение удалось передать только спустя 6 часов. Знакомая картинка!
1975 год. Англия. Один филателистический журнал опубликовал следующие факты. В 1849 году письмо из Лондона в Невшатель (Швейцария) было доставлено на второй день. В 1905 году письмо из Оксфорда во Франкфурт-на-Майне (Германия) находилось в пути 3 дня, а в настоящее время письма проходят это же расстояние за 4-5 дней.
А вот еще пример
работы английской почты. Редакция
английской газеты «Daily Mail» решила провести
эксперимент, который вполне можно было бы
назвать «Пони-экспресс-1979»[2].
Из городка Элстри в городок Кенилворт
отправили на рассвете два письма: одно –
почтой первого класса (срочной), другой –
второго класса (обычной). В ту же самую
минуту по маршруту Элстри – Кенилворт
отправился с третьим письмом всадник – «конный
почтальон» по имени Филип Никольс.
Естественно, что все три послания
предназначались одному и тому же человеку.
А какое же из них он взял в руки первым?
Оказывается то, что лежало в кожаной сумке Ф.
Никольса, которому понадобилось для
доставки 13 часов 57 минут. Письмо,
отправленное «по срочному», адресату
пришлось ждать свыше тридцати часов. И лишь
на пятый день ему вручили «обычное» письмо.
Комментируя в связи с этим работу почты,
один местный чиновник заявил: «Почтовое
обслуживание первого класса плачевно,
второго класса смехотворно».
Примерно в это же время редакция «Литературной
газеты» провела несколько
экспериментальных акций под названием «Меченые
атомы», целью которых была проверка работы
почты СССР. Комментируя результаты, газета
пришла к выводу, что скорость доставки
корреспонденции в СССР, стала ниже, чем в
дореволюционной России. Впрочем, работой
почты недовольны почти во всех странах. Вот
несколько курьезных сообщений о работе
почты. Их конечно нельзя воспринимать
серьезно, но все же.
В один из июльских дней 1974 года
жительница югославского города Лукавац
Беба Бечирович получила открытку от сестры,
отправленную 19 августа 1962 года. Беба
подсчитала, что скорость доставки данного
почтового отправления составляла 33 км в год
Жительница американского города Уинона (Миннесота) Роуз Тимм в канун рождества 1975 года получила поздравление, отправленное 11 декабря 1925 года. Открытка была отправлена ее подругой из соседнего города Миннеаполиса
В 1980 году в газетах появилось курьезное сообщение. Все рекорды «скорости доставки» побило письмо, пришедшее в шведский город Маэрста спустя почти три столетия. Столько времени письмо пролежало в архиве с военной почтой, который был обнаружен лишь в 1980 году. Автор письма – солдат шведской армии.
А если говорить серьезно, то честь и хвала почте, которая выполняет свои обязательства, не смотря ни на какие обстоятельства, несмотря на то, что для ее репутации было бы лучше просто выбросить такую корреспонденцию, а не подставлять себя под град критики и насмешек. А сколько препятствий должен преодолеть почтальон, чтобы мы вовремя получили свои письма и газеты. Одним из главных врагов почтальона является друг человека – собака. А как мы пишем адреса? Например, почта Германии тратит несколько десятков миллионов марок для доставки корреспонденции без адреса. Нередко встречаются конверты с адресом типа «Луизе из Гамбургского варьете», или еще лучше «Девушке в розовом бикини из Ганноверского бассейна». В своем усердии, иногда, почтальоны перебирают лишнее. Например, почтальон из одной вестфальской деревни был оштрафован за то, что он в своем служебном усердии доставил письмо, адресованное местному священнику, на его могилу.