Эмиссионная политика почтовых администраций.

 

          Теоретически потребности почты в знаках почтовой оплаты могут быть удовлетворены одной стандартной серией марок. Однако современные коллекционеры не будут удовлетворены такой ситуацией. Мы так привыкли к красочным памятным почтовым маркам, что отказаться от них нет никакого желания. Однако и коллекционировать почтовые марки  стран, которые выпускают новинки, чуть ли не ежедневно, нет ни желания, ни денег. Неумеренная эмиссионная политика ведет к тому, что коллекционеры перестают интересоваться выпусками этих стран, со всеми вытекающими последствиями.

          Если использовать категории бизнеса, по почтовые марки это своеобразные акции, в которые многие коллекционеры просто вкладывают деньги. Как и любые ценные бумаги, почтовые марки могут повышаться и понижаться в цене, иметь ажиотажный спрос и бездну падения. Это зависит от экономического состояния населения и разумной эмиссионной политики почтовых администраций.

          Приведу классический пример из «жизни» марок. В 50-е и в начале 60-х годов цены на новые выпуски большинства стран Запада росли практически ежедневно. Начались спекулятивные закупки, тиражи распродавались в течение 1 – 2 дней. Некоторые дельцы стали продавать наборы марок через банки в качестве надежного и эффективного вложения капитала. Коллекционеры и торговцы накопили значительные запасы модных в ту пору знаков почтовой оплаты, вложив большие наличные деньги.

          Все это должно было когда-то кончиться. Исчезновение из обращения новинок, в связи с их почти мгновенной распродажей, заставляло почту увеличивать число выпусков и их тиражи. А это неминуемо влекло падение интереса к новинкам. Недостаток свободных денег и наметившийся в ряде стран экономический спад привели к тому, что на рынок было выброшено большое количество марок. Последовавшее за этим падение цен вызвало панику среди спекулянтов, и они стали избавляться от имевшихся запасов. В результате довольно стабильный филателистический рынок рухнул. Как видите, была создана обычная «марочная» пирамида, которая лопнула, как и любая другая.

          Но интересна реакция различных почтовых ведомств на потерю популярности собственных почтовых марок. Почтовым администрациям не следует брать пример с господина Мавроди, который, собрав «пирамидальные» деньги удалился с ними в отдаленные страны. Почтовой администрации нужно исправить свои ошибки и работать дальше.

          Почтовые ведомства, почувствовав угрозу своим доходам, стали принимать срочные меры. Почта Ватикана, например, восстановила платежеспособность ранее изъятых марок, поступивших в обращение после 1963 года. Аналогично поступила и почта Венгрии, вернув «права» всем выпускам с 1946 года.

          Почтовые ведомства Сан-Марино и некоторых других стран стали уничтожить свои  запасы, чтобы уменьшить давление на рынок. В России же использовали одновременно оба варианта[1].

          Некоторые страны из числа «неблагополучных» свели свои новые выпуски  до минимума (Бурунди за 10 лет своего существования выпустила более 1500 марок, не считая беззубцовых, а в 1989 году – всего 9; Экваториальная Гвинея – за 7 лет около 1600 марок и 11 марок в 1989 году).

          Расставшись с «покровительством» филателистических агентств, и пересмотрев кардинальным способом свою эмиссионную политику, почтовые администрации только спустя много лет смогут исправить те ошибки, которые были сделаны раньше, и привлечь внимание филателистов к собственным знакам почтовой оплаты.

          Особенно тщательно должны продумывать свою эмиссионную политики почтовые администрации небольших островных стран, где экспорт почтовых марок является ощутимой статьей бюджета. Вот несколько характерных примеров.

          Как сообщил министр финансов крошечного государства Британские Виргинские острова[2] в 1972 году: «Более 3 миллионов долларов в год получает администрация Виргинских островов  от выпуска почтовых марок. 90% тиража почтовых марок поступает в альбомы коллекционеров. Установлено, что для того, чтобы сохранить к ним интерес филателистов, почтовой администрации необходимо выпускать четыре серии марок в год». И еще министр заметил: «… если серий будет больше, то марки Виргинских островов утратят свою исключительность, если их станет меньше, нас забудут». Какие мудрые слова! К сожалению, прошло буквально несколько лет, сменилось правительство, и почтовая администрация Виргинских островов попала в руки английского филателистического агентства «Филателистс Лимитед».

          В юго-восточной части Тихого океана находится еще одно владение Великобритании – острова Питкерн, население которых составляет всего несколько сотен людей. Для островов Питкерн, экспорт почтовых марок[3] является очень важной составляющей бюджета. В 1971 году готовя новую серию о жизни островитян, художница Ж.Тумс, хотела рассказать обо всех важных сторонах жизни островитян. Был подготовлен сюжет и о сожжении вышедших из обращения почтовых марок. Эскиз почтовая администрация отклонила. А может и зря. Он показывает, что и в маленьких странах существуют здравомыслящие люди.

          Большой бизнес добрался и до великих филателистических стран, которые не всегда могут удержаться от соблазна, заработать за счет коллекционеров. Последние десятилетие на этот путь встала даже почтовая администрация США. В прошлом эмиссионная политика США никогда не вызывала нареканий. Как следствие этого, знаки почтовой оплаты США являются предметом коллекционирования у множества филателистов всего мира. Но в последнее время все чаще возникает крамольная мысль, что и почтовая администрация США попала под влияние корпорации Сэма Маломуда. Американские почтовые марки «сходят с конвейера», подобно фордовским автомобилям. Регулярно появляются большие серии в огромных листах. Всякий раз коллекционерам нужно долго ломать голову над тем, куда же поместить очередную новинку. Как правило, в стандартный альбом лист не помещается. Но такие пустяки почтовых чиновников не интересуют, лишь бы продать сотню-другую миллионов новых серий. Появляются голографические почтовые марки, круглые и пятиугольные. На любой вкус, причем многие серии выходят в листах, что побуждает покупать филателиста не одну серию, а, например, четыре серии, как это получилось с выпуском, посвященным известному астроному. Как жаль, что президент Б.Клинтон не является филателистом.

 


[1] Приказ № 213 от 17.12.98 года предписывает снятие с продажи и уничтожения знаков почтовой оплаты России 1995 – 1997 годов. Кроме того, оставшиеся у населения знаки почтовой оплаты этих лет могут использоваться по назначению с использование коэффициента деноминации 1998 года.

 

[2] Входят в состав Великобритании в качестве зависимой территории.

[3] Первая марка островов Питкерн вышла в 1940 году.

Hosted by uCoz