Межправительственная филателистическая корпорация.

 

          Речь идет о межправительственной филателистической корпорации (МПФК), основанной удачливым американским бизнесменом Сэмом Маламудом. Деятельность МФПК активизировалась в конце 80-х, начале 90-х годов. В это время стали появляться многочисленные новые государства, которые появились в результате распада некоторых стран (СССР, Югославия, Эфиопия) и постоянных экономических проблем стран Африки, Южной Америки. Сообщения филателистических журналов о деятельности корпорации напоминают о фронтовых сводках: «МПФК распространило свое влияние на Эритрею, Гаити, Мали, и ЦАР»[1].

          Схема работы с «подшефными» почтовыми администрациями не меняется. Стремясь сохранить и увеличить доходы от продажи знаков почтовой оплаты, агентства непрерывно наращивают число эмиссий, что еще более дестабилизирует рынок и уменьшает количество коллекционеров.

          В зоне влияния МПФК оказалось несколько десятков почтовых администраций. Какие именно, можно безошибочно определить, взглянув на статистический отчет о выпуске марок, который ежегодно составляет журнал  «Михель-Рундшау».

          В мире в 1994 году 246 почтовых администраций[2] выпустили 10428 марок и 983 блока (в 1993 году 9755+1156). Общая цена их 38415 DM (в 1993 – 38600). Рекордсмен Гайана (441+59 блоков), Сент-Винсент (401+25),Танзания (308+7), Никарагуа (239+29) и Мали (244+72). Все эти страны связаны  договорами с печально знаменитой Межправительственной филателистической корпорацией (МПФК). Россия (52+1) – 171 место.

          Вот один из «шедевров» корпорации – блок Никарагуа. Красивый, хорошо отпечатанный блок чему только не посвящен. Здесь и воздушный шар, и дирижабль, и история авиации, и филателия, и история почты, и сэр Р.Хилл, и олимпийская символика. Короче на все случаи жизни. Да и выпущен он весьма ограниченным тиражом и филателистические фирмы ценили его довольно дорого уже в то время, когда он был просто новинкой.

          Многие суверенные государства бывшего Советского Союза пошли на сделку с агентствами и своей эмиссионной политикой подорвали филателистический престиж страны, отбили интерес к ее маркам у широкого круга филателистов. Это и Белоруссия, и Украина, и Молдавия и Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Попав в руки МПФК, многие из этих стран, потеряли больше, чем нашли.  Ожидаемый интерес к почтовой продукции не возник и был потерян огромный филателистический рынок в России.

          Очень важно учесть, что основой здорового первичного рынка является серьезная, взвешенная эмиссионная политика, направленная не на ограбление филателистов, а на предоставление им возможности использовать свой бюджет для приобретения как новинок, так и на покупку выпусков, отсутствующих в их собраниях.

          Почтовые администрации стали, наконец, понимать, что игнорирование интересов филателистов в угоду сиюминутным доходам является бумерангом – падение спроса на марки приводит к тому, что на рынке появляются выпуски по цене ниже номинала. Это не только подрывает их престиж, но и заметно сказывается на доходах почты. Эта проблема заставила поднять вопросы эмиссионной политики на почтовых конгрессах ВПС. В результате на XX Всемирном почтовом конгрессе в Вашингтоне был принят «Моральный кодекс филателии», в котором сформулированы основные принципы эмиссионной политики:

Почтовые ведомства не могут производить и распространять продукцию, которая не используется для почтового обращения. Сюда относятся картмаксимумы, конверты первого дня, сувенирные наборы, конверты с напечатанной маркой, марки с высоким дополнительным номиналом и т.д.

Почтовые ведомства не должны проводить гашения через третьих лиц, особенно, если штемпель используется за границей и не может быть применен в своей стране. Это относится к филателистическим агентствам.

Продажа марок должна осуществляться только по номиналу (не ниже).

Необходимо создать все условия для того, чтобы марки и штемпеля всегда имелись в достаточном количестве. Это означает, что почтовые ведомства не могут оказывать предпочтение каким-либо организациям или выпускать для них специальные эмиссии. Под организациями понимается филателистические агентства и фирмы.

 

          Рассматривая деятельность филателистических агентств, мы все время, хотя и  неявно, предъявляем свои претензии к  почтовым администрациям разных стран. Действительно как бы не хотели вести свой бизнес филателистические агентства и корпорации, все же решение о выпуске знаков почтовой оплаты своей страны находится в руках почтовой администрации. Но оказывается, что чрезмерное стремление «сделать» деньги на почтовых марках чаще всего приводит к обратным результатам.

 


[1] Журнал «Филателия» №5 1997 год.

[2] В 1994 году «лидеры» выпуска почтовых марок показали, пожалуй, рекордные цифры.

 

Hosted by uCoz