Частная почта.

          Марки, выпускаемые частными почтами, - особая область филателии. В настоящее время подобные почты работают в Голландии, Англии, США и многих других странах. Частная почта – это обычно местная почта, действие которой распространяется на определенной местности.

         Едва началась Гражданская война, как трудностями, выпавшими на долю Советской власти, не преминули воспользоваться предприимчивые люди. На территории Советской республики, как грибы, возникали то тут, то там десятки мелких частных почтовых контор и агентств по пересылке и доставке корреспонденции. Более того, были выпущены даже специальные почтовые марки для частных агентств. 

        Частные почтовые агентства принесли немалый ущерб государству. В результате их деятельности уменьшалась доходность почты, подрывалась государственная монополия на организацию в стране почтово-телеграфных сообщений. Для борьбы с этим было выпущено специальное постановление Коллегии Наркомата почт и телеграфов РСФСР об усилении уголовной ответственности за частную перевозку корреспонденции. Но  следует отметить, что наряду с силовым методом, почтовое ведомство РСФСР включила и экономические рычаги - снижение собственных почтовых тарифов (с 15 сентября 1918 года). Сочетание этих мер позволило удержать прочную государственную монополию для услуг связи - к осени 1918 г. частным почтовым конторам пришел конец, и все управление почтовым делом в республике сосредоточилось в руках государства..

          Раньше частная почта была просто дополнением государственной. Однако в последнее время этот термин все более размывается[1]. Дело в том, что в некоторых странах, решили покончить с государственной почтовой монополией. В одних странах передали свою почтовую службу в частное владение (Аргентина), в других разбили ее на несколько частных компаний (Новая Зеландия), либо передали контрольный пакет почтовой службы в частные руки (Голландия), либо просто разрешили организовывать частную почту (Англия, США, Австралия и многие другие страны).         Вот несколько фактов из жизни частных почт только последних лет. Следует отметить, что частные почты изобретают массу интересных вещей для привлечения к себе внимания и клиентов.

          После того, как контрольный пакет королевской почты Нидерландов перешел в частные руки (1995 год), почтовое ведомство этой страны преподносит филателистам сюрприз за сюрпризом.

          В Голландии в 1997 году большим успехом пользовались новые марки, выпущенные ко дню святого Валентина – покровителя влюбленных. На марках изображено сердце – традиционный символ Дня святого Валентина. Видимая непритязательность сюжета таит один секрет: стоит соскоблить с марки серенькое сердечко, как изумленному взору представится скрытый под ним нежный любовный текст.

          1 сентября 1998 года почта Голландии передала право «изготовления» марок своим клиентам. Была выпущена карточка с 10 марками и 20 виньетками. Марки представляют собой рамку с текстом «Почтовая марка» и номиналом. Клиент сам выбирает понравившуюся ему виньетку и вклеивает ее в указанную рамку. Полученный таким образом знак почтовой оплаты используется по назначению. Марки и виньетки самоклеящиеся без зубцов. Представляете, сколько различных вариантов можно изготовить, причем, совершенно легально?  Это вам не ловля микроскопических разновидностей.

          В 1997 году впервые за свою историю перешла в частные руки аргентинская почтовая служба. Крупный предприниматель Франциско Макри, совместно с испанским банком «Банко де Галисиа», выиграл торги на 30-летнюю концессию почты. Новые владельцы не повысили почтовые тарифы и не сокращали персонал, а напротив увеличивают число рабочих мест за счет расширения спектра почтовых  услуг. По предварительным итогам первого года, аргентинская почтовая служба вполне успешно действует, находясь и в частном владении.

          После распада почтовой службы в Новой Зеландии образовалось несколько компаний, оказывающих почтовые услуги. Одна из них «Киви Мэйл Лтд» 23 ноября 1998 года выпустила собственные самоклеящиеся марки, названные «почтовыми ярлыками» (Postage labels). На них изображена эмблема компании.

          Новозеландскую почту нельзя упрекнуть в отсутствии предприимчивости. К каким только ухищрениями она не прибегает, чтобы коллекционеры приобретали новые марки. Так каждая из четырех марок серии, посвященной 100-летию кино, с изображением кадров из известных новозеландских фильмов, снабжена купоном с полем. Если его поскрести, то при определенном везении можно стать счастливым обладателем КПД с этой серией, получить бесплатный билет в кино, выиграть 10 новозеландских долларов или же получить право на бесплатную поездку в Голливуд. Для этого достаточно «наскрести» необходимое количество букв, скрывающихся на некоторых купонах, чтобы составить слово «HOYTS» - имя новозеландской компании, выступающей спонсором всей этой затеи. Правда, плодами этой лотереи могут воспользоваться только жители Новой Зеландии.

          Хотя остров Лорд Хау и является частью австралийского штата Новый Южный Уэльс, австралийская почта не обслуживает его жителей. В связи с этим в декабре 1998 года здесь была создана самостоятельная служба «Курьерская служба острова Лорд Хау», занимающаяся доставкой корреспонденции. Первая марка компании выпущена 31 декабря 1998 года. Ее номинал 1.8 доллара.

          Локальная частная почта живет и процветает и в настоящее время в благополучном шведском Хальмстаде. Марка, которую вы видите, отпечатана в местной типографии тиражом 100 тысяч экземпляров.

          В любом случае, когда речь идет о марках частной почты (локальной или государственной) или о марках локальной почты (частной или государственной), то их не следует путать с марками несуществующих государств, которые являются продуктом фантазии нечистоплотных дельцов.

        Конечно, не следует думать, что частные местные почты возникают только из-за того, что национальная почтовая служба не в состоянии наладить доставку корреспонденции. Такие времена были, но современное развитие средств связи позволяет сделать вывод, что местные почты возникают, как правило, при активном участии  коллекционеров и для коллекционеров.

          Вот пример локальной почты НАСА. Организатор ее всемогущее космическое ведомство США. Ведомство, которое неоднократно производило гашение в космосе и даже на поверхности Луны. Кто же может поверить, что у этого  всемогущего ведомства существуют проблемы с доставкой почты. Что почтовое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ведомство США не может справиться с этой проблемой. Что для доставки корреспонденции НАСА уже не хватает компьютеров и факсов и, очень нужна собственная почтовая служба, которая выпускает собственные знаки почтовой оплаты и даже конверты первого дня.

          Все гораздо проще и прозаичнее. Это типичный спекулятивный выпуск. Обладая такой мощью, НАСА конечно нетрудно договориться с почтовым ведомством США о лояльности к этой локальной почты. Тем более, что для самой почты США это ничего не стоит. Как видно из иллюстрации на конверте наклеена и государственная почтовая марка США. Подобных примеров можно привести немало. А ниже приведен один из них.

 

 


[1] Действительно стоит разобрать несколько примеров, и мы окончательно запутаемся. Земские марки – типичные местные марки, но они не относятся к частной почте. Марки острова Ленди – местные марки, относятся к частной почте. Современные марки Аргентины можно отнести к частным почтовым маркам, однако они не являются местными. Примеров можно привести множество. А вывод напрашивается такой – многие современные знаки почтовой оплаты нельзя классифицировать однозначно. Мир почтовых марок более сложен, чем это кажется на первый взгляд.

Hosted by uCoz