Городская почта.

 

          Казенная почта возникла очень давно, однако любые даты, относящиеся к ней, не могут считаться временем рождения современной почты: частным гражданам было запрещено пересылать личную корреспонденцию через королевских курьеров под страхом смертной казни. Вот почему отдельные города, купеческие корпорации и даже университеты заводили свои собственные почтовые службы.

          В данной главе мы поговорим о городской почте. История городской почты тесно связано с историй почты и почтовой марки. Рассказывая о почтовой марке, мы уже не раз говорили о городской почте. Остановимся  кратко на основных моментах истории городской почты.

          Считается, что общедоступной  почта стала лишь в XVII веке, и случилось это во Франции. 18 мая 1631 года в девятнадцати городах были организованы центры для сбора корреспонденции. 3 декабря 1643 года на каждом отделении связи Франции были введены три должности: контролера, взвесчика и таксатора. Значение частной почты для государства первым понял кардинал Ришелье: его выдумкой стал знаменитый «черный кабинет», где специальные агенты искусно вскрывали личные письма.

         И опять Франция. В 1653 году Жан Жак Ренуар де Виллайе получил от Людовика ХIV привилегию на организацию «малой городской почты» – доставку писем из одного района Парижа в другой. На каждое, сданное на почту отправление выдавалась специальная квитанция (ярлык) с датой об оплате за пересылку, которая прикреплялась таким образом, «чтобы почтальон мог ее легко прочесть и отделить от письма». Более того, к корреспонденции отправитель мог приложить уже оплаченную незаполненную квитанцию для обратного ответа ему. Эти-то квитанции и явились предшественниками почтовой марки. Почта де Виллайе была закрыта в 1662 году. Ее организатору французы посвятили специальную марку.

          В Великобритании в 1680 году лондонский коммерсант У. Доквра организовал городскую почту. Столица была разделена на ряд почтовых округов, в которых открылись собственные почтовые отделения и сборные пункты. На отправлениях ставился треугольный штамп красного цвета с надписью «Пенни-почта. Оплачено» и индексом сортировочного пункта. Плата взыскивалась с отправителя. Одновременно ставился и штемпель с указанием даты.

          А вот очень известный пример городской почты России. После присоединения Грузии к России в 1801 году встал вопрос об организации почтовой службы. В 1805 году в Тифлисе открылась почтовая контора, которая подчинялась Тамбовскому почтамту. В то время в России было всего семь почтамтов: Санкт-Петербургский, Московский, Малороссийский, Литовский, Тамбовский, Казанский и Сибирский. В 1848 году в дополнение к Тифлисской губернской почтовой конторе было открыто отделение городской почты, которая работало только с корреспонденцией частных лиц. Но до 1857 года городская почта не осуществляло внутригородскую доставку почты. В 1857 году для городской почты Тифлиса были введены новые почтовые правила, которые разрешали пересылать по городской почте письма, пакеты, визитки, пригласительные билеты и т.п. Для оплаты корреспонденции 20 июня 1857 года были введены специальные почтовые марки, названные тогда «бумажными штемпельными печатями, имеющими свойства облатки», которые клеились на отправляемую корреспонденцию.  Так как марки городской почты Тифлиса использовались очень короткое время (до 1 марта 1858 года, так как появились государственные почтовые марки) и использовались как облатки, то при вскрытии писем они уничтожались. Известно, что до наших дней сохранились всего три экземпляра.

          Марки городской почты выпускались и в других городах России.  Вот перед Вами  марка городской почты  1863 года. Она использовалась для городской почты Москвы и Петербурга. А история ее появления достаточна интересна.

        В то время как все междугородние простые письма в империи с 1858 г. оплачивались почтовыми марками или штемпельными конвертами, что позволяло пользоваться почтовыми ящиками, письма по городской почте в Петербурге и Москве можно было опускать в почтовые ящики без переплаты действующей таксы только в штемпельных конвертах городской почты. Такса за пересылку городского письма любого веса составляла 5 коп. серебром. Марок же такого номинала до 1863 г. не было. Наименьший номинал марки составлял 10 коп. серебром. Городские письма, отправляемые в обыкновенных конвертах или обертках, приходилось сдавать в приемные пункты городской почты с оплатой каждый раз наличными деньгами почтового сбора в 5 коп. за письмо. Этот устаревший порядок исключал возможность пользования почтовыми ящиками при отправке писем в простых конвертах и обертках и был крайне неудобен как для работников почты, так и для корреспондентов.

          21 мая 1863 г. главноначальствующий над Почтовым департаментом обратился в Государственный совет за разрешением ввести для писем, пересылаемых по городской почте в С.-Петербурге и Москве, специальные 5-копеечные марки по одобренному свыше образцу. Рассмотрев это предложение 17 июня 1863 г., Государственный совет вынес мнение о введении марок городской почты в обоих городах. 15 июля 1863 г. мнение Государственного совета было утверждено Александром II.

          Еще до решения Государственного совета 27 мая 1863 г. Почтовый департамент заказал ЭЗГБ 500 тыс. марок, которые были изготовлены к 25 июля 1863 г.

          30 июля циркуляром Почтового департамента С.-Петербургскому и Московскому почтамтам было предписано: «...немедленно по получении марок открыть их продажу в самих почтамтах, в городских почтовых отделениях, а также в других приемных местах городской почты».

          2 августа в «Северную пчелу» и другие газеты было послано объявление департамента. В нем, в частности, сообщалось: «В видах улучшения существующего способа пересылки писем по городской почте, Высочайше разрешено ввести для этой корреспонденции особые почтовые марки, которые могут наклеиваться на простые конверты и даже без конвертов на сложенное письмо. При введении марок сохраняется также способ пересылки писем в штемпельных конвертах. Продажа почтовых марок производится ежедневно, кроме воскресных дней, как в обоих столичных Почтамтах, так и в других приемных пунктах городской почты...».

         

            После издания в 1864 г. 1-, 3-, 5-копеечных марок общегосударственного образца специальным распоряжением Почтового департамента в августе 1864 г. марка была изъята из обращения на городской почте. Однако она беспрепятственно допускалась для оплаты междугородней внутренней и заграничной корреспонденции вплоть до 1884 г.

               В 1909 г. 111 900 шт. этих марок было уничтожено, а 7600 шт. передано для хранения в Почтово-телеграфный музей, а в 1911 г. они были проданы Главным управлением почт и телеграфов марочному коммерсанту Ф. Козак (Берлин). 

          До 1851 года государственная почта США доставляла письма и посылки только до почтамта населенного пункта, используя схему, которая сейчас существует для корреспонденции «до востребования». Далее получатели сами приходили на почтамт, интересовались, нет ли для них почты, и сами забирали ее. Было это не очень удобно для клиентов, поэтому в первой половине XIX века, во многих городах США появились особые фирмы доставки в дома адресатов писем, поступивших по государственной почте. Некоторые фирмы в сороковых-пятидесятых годах применяли особые доставочные марки (carriers stamp), которые наклеивались на письма и являлись своего рода квитанциями об уплате денег за доставку письма.

          Первая доставочная марка вышла в Нью-Йорке в 1842 году[1]. Она была также первой маркой американского континента. На этой марке, отпечатанной серой краской, имеются две надписи: «city dispatch post» (городская доставочная почта) и «three cents» (три цента – стоимость доставки письма). В центре марки помещен портрет Вашингтона. В том же 1842 году состоялся второй выпуск нью-йоркских доставочных марок с несколько измененным рисунком и другой надписью – «United States city dispatcs post» (городская доставочная почта Соединенных Штатов). Эти марки  были отпечатаны в трех цветах – розовом, синем и зеленом.

 

Конверт городской почты Берлина конца XIX века. Почтовая марка впечатана в рисунок (окно кареты).

 
          До 1 апреля 1900 г. во многих городах Германии наряду с государственной существовали частные почты, деятельность которых, правда, ограничивалась доставкой местной корреспонденции. Они возникли потому, что почтовый закон от 5 июля 1852 года предусматривал государственную почтовую монополию на доставку писем лишь между населенными пунктами. Это обстоятельство, а также отсутствие телефонной связи порождали большое количество местной корреспонденции, доставлявшейся внутри городов частными почтовыми предприятиями. Они росли буквально, как грибы. В таких крупных городах, как Берлин и Гамбург, нередко одновременно, действовало  несколько частных почтовых служб. Каждая из них выпускала собственные марки и имела почтальонов, которые доставляли корреспонденцию несколько раз в день.

          С 1 апреля 1900 г. доставка городской корреспонденции по всей Германии была возложена на государственную почту. Частные почтовые конторы закрылись.

          Они возродились на короткое время после второй мировой войны. Надо было на первое время хоть чем-то заменить разрушенные средства почтовой связи. В советской оккупационной зоне почтовая служба возродилась сравнительно быстро при поддержке военных властей. Вскоре для отдельных земель были выпущены почтовые марки, которые затем получили хождение на территории всей зоны. В Дрездене они появились в конце июня, в Лейпциге – в конце сентября и в Берлине – в августе 1945 г.

     Однако, не удовлетворяясь ими, некоторые городские управления и местные почтовые учреждения, основываясь на «чрезвычайной необходимости», в конце 1945 начале 1946 гг. завели собственные знаки почтовой оплаты. Городские власти Котбуса размахнулись шире других, выпустив серию из 20 марок, самая дорогая из которых имела номинал в 5 рейхсмарок и доплату в 2,5 рейхсмарки. Подобные частные выпуски можно было объяснить лишь тем, что городская казна оказалась опустошённой до дна. Что могло быть проще, чем выпуск марок, которыё мгновенно раскупались так называемыми «филателистическими заинтересованными» кругами, а проще сказать – спекулянтами, которые спешили захватить как можно больше новоявленных «редкостей». За сбыт марок никто не боялся, так как в результате нехватки товаров у населения оказалось много свободных денег.

          А вот современные примеры. В Голландских городах в 70-е годы появились местные почтовые марки с изображением великана и лилипута. Великан с почтовой сумкой, на которой видны буквы PTT (Post-Telephon-Telegraf), символизирует общегосударственную почту, а лилипут – многочисленные местные почты, возникшие в Нидерландах. Причиной возникновения этих частных почтовых контор явилось постоянное повышение государственной почтой тарифов на почтовые услуги. Например, отправка простого письма внутри Голландии независимо от расстояния стоила в 1970 году 25 центов. Локальные же почты за местные письма взимают 10, 12 или 15 центов, причем такие письма разносятся пенсионерами или школьниками значительно быстрее, чем государственными почтальонами. Крупные фирмы и банки, имеющие ежедневно дело с сотнями и тысячами писем, также начали создавать собственные почты и выпускать свои марки. Почтовикам Голландии это очень не понравилась. Дело дошло до того, что они даже возбудили судебный процесс против местных почт.

          Подобные примеры существуют во многих странах. В Антверпене (Бельгия) существует фирма «Дистрифлеш», которое осуществляет частное почтовое обслуживание. За местную доставку писем, небольших бандеролей, газет и т.п. она взимает  ровно в два раза меньше, чем берет за это же государственная почта. Фирма выпустила свою почтовую марку, на которой напечатан текст «Дистрифлеш Антверпен» и цена 75 с., а в левом углу герб Антверпена.

          Современные примеры возникновения городских почт показывают, что не все так уж ладно в «почтовом королевстве» и почте, вместо судебных процессов, следовало бы разнообразить свои услуги и работать лучше своих конкурентов. А то городские почты могут выйти победителями в борьбе за клиентом. Кроме лучшего сервиса они начинают привлекать клиентов и разнообразием своих почтовых марок. Появились и тематические почтовые марки городских почт. Например почта Амстердама выпустила серию почтовых марок, посвященную освоению космоса. На одной из марок можно видеть портрет первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина. 

          В заключение хочется показать фрагмент конверта городской почты Женевы 1850 года. Подобные вещи иногда возникают на филателистических аукционах, и вызывают всегда большой интерес.

 


[1] Государственная почтовая марка в США появилась только в 1847 году, а первая почтовая марка  американского континента вышла в том же 1842 году  в Бразилии, но чуть-чуть позднее.

Hosted by uCoz