Железнодорожная почта.

 

          Конные гонцы доставляли почту верхом. В средние века объем почты был уже больше, и в начале XV века начали использовать крытые повозки для перевозки почты. Шло время, и в XVI веке появились почтовые кареты, которые уже имели амортизаторы, дверцы и предоставляли путешественникам некоторый дорожный комфорт. Мастера по изготовлению карет стремились всемерно повысить удобства пассажиров, в результате размеры карет начали расти, и вскоре возникли серьезные проблемы. На узких дорогах два экипажа порой не могли разминуться. Дело дошло до рассмотрения проблемы в английском парламенте, который вынужден, был принять закон, ограничивающий допустимую ширину экипажей 4 футами и 6 дюймами (1.372 м). Появившиеся в начале XIX века рельсовые экипажи на конной тяге также должны были придерживаться требований этого закона.

          В 1814 году английский инженер Джордж Стефенсон изобрел «паровую тележку». На его родине долго раздумывали над тем, является ли вообще целесообразным применения паровой тяги. Стефенсону пришлось выдержать упорную борьбу против закона о допустимой ширине экипажа. Лишь после длительной борьбы он получил разрешение на использовании колеи в 4 футы и 8.5 дюймов (1.435 м).

         В 1825 году по проекту Стефенсона была сооружена первая в мире железная дорога Стоктон – Дарлингтон. А в 1830 году была открыта железнодорожная линия Ливерпуль – Манчестер, на которой сразу же стали перевозить почту.  Вскоре к  Стефенсону пришло признание и он начал экспортировать свои локомотивы в другие страны Европы, которые вынуждены были строить колею в 1.435 м. В дальнейшем на эту ширину колеи были вынуждены равняться и другие паровозостроительные заводы. Так возникла международная железнодорожная колея, применение которой стало практически повсеместной. Исключение составляют железные дороги России, Испании и Ирландии. В этих странах при строительстве железных дорог использовались собственные проекты.

          Первая железная дорога в России длиной 24 версты, между Санкт-Петербургом и Царским Селом было торжественно отпраздновано в 1838 году. После опробования нового вида транспорта почтовый департамент России решил воспользоваться им для пересылки почты. Было заключено специальное соглашение между почтовым департаментом и Обществом Царскосельской дороги по этому поводу. Так в России родилась железнодорожная почта. Ну а дальше развитие железнодорожной почты шло  одинаково  в различных странах. Новинки  одних стран быстро перенимались, и при необходимости начинали использоваться и в других странах.

          Вначале почтовую карету просто грузили на платформу, как это показано на рисунке слева, и перевозили ее вместе с грузом. Чуть позднее было решено перевозить только почтовый груз. Еще через некоторое время сообразили, что для ускорения доставки почты, ее следует обрабатывать во время движения. Так появились вначале почтовые отделения в вагонах, в 6 января 1838 года английская почта стала использовать уже специальный почтовый вагон, для которого был переоборудован вагон для перевозки скота. Эта практика начала распространяться и на другие страны. В 1841 году почтовые вагоны ввела Бельгия, в 1846 Франция, в 1848 Германия, в 1861 Россия, в 1864 году США.

          Многие из читателей видели вестерны, фильмы США о жизни Дикого Запада, где довольно часто встречается сюжет об ограблении почтовых вагонов, которые в те далекие времена, кроме корреспонденции перевозили ценности и деньги. И хотя мы можем верить или не верить тому, что видим на экране, но сухая официальная статистика гласит: с 1891 по 1900 год при исполнении служебных обязанностей было убито 75, получило увечья 513 и ранено 1173 почтовых чиновника. Вследствие этого, развитие почтовых вагонов в США пошло несколько другим путем. На первом месте там стояли не удобства почтовых работников, а условия безопасности. Инженеры почтового департамента разработали специальный почтовый вагон, защищенный со всех сторон броней и имеющий амбразуры для стрельбы и специальные магниевые факелы, освещающие пространство на многие десятки метров.

         Постепенно развиваясь, почтовые вагоны, стали очень удобны для работы. Каждый такой вагон в настоящее время представляет собой целый почтамт на колесах со всеми необходимыми приспособлениями для работы.

          В 1974 году праздновал свой 100-летний юбилей вагоностроительный завод имени И.Е.Егорова. Этот завод замечателен еще и тем, что он выпускает специализированные почтовые вагоны. Вскоре после своего юбилея завод начал выпуск новой конструкции почтовых вагонов, где есть багажная кладовая с 45 контейнерами, в каждом из которых помещается 400 килограммов писем, бандеролей, посылок, и две кранбалки, управляемые одним человеком дистанционно с пульта. Вот как  выглядит рекламное описание этого вагона.

          Приемка почтовых отправлений в вагон здесь полностью механизирована. Не успеет поезд остановиться, как откроются широкие двери вагона и механические «руки» примутся за погрузку контейнеров с почтой. Их раздача производится так же автоматически по заданной программе: вот нажата кнопка на пульте, и над алюминиевыми контейнерами побежала кранбалка, замерла на секунду, легко подхватила один из них и понесла к двери. Это – первый в мире специализированный вагон для контейнерной перевозки почты.

          Теперешний почтовый вагон – настоящий «почтамт на рельсах». Все здесь предусмотрено для спокойной работы и отдыха: иногда бригада находится в пути две или три недели. Работники вагона принимают заказные письма, продают почтовые марки, карточки, конверты, бумагу. В почтовые ящики вагона  опускают простые письма, как пассажиры поезда, так и жители городов и поселков, где почтовые поезда останавливаются. Когда состав отходит от очередной станции, из кладовой, куда только что была принята почта, мешки с корреспонденцией вносят в сортировочный зал, и все члены бригады приступают к разбору, сортировке и подготовке отправлений к предстоящему обмену.

          И, как любой почтамт, железнодорожный вагон имеет свои почтовые штемпеля, штампы, которыми удостоверяется факт доставки корреспонденции. Именно это обстоятельство нашло своих коллекционеров – почитателей.  Основным коллекционным материалом «железнодорожной почты» являются почтовые отправления со штемпелями, подтверждающими факт их обработки в почтовых вагонах или в привокзальных почтовых отделениях связи. Ну и конечно почтовые марки, и специальные почтовые штемпеля железнодорожной тематики. А в некоторых странах даже используются специальные почтовые марки[1].

         

               Однако, развитие современных средств доставки грузов, сказывается и на судьбе традиционных средств доставки почты. В США развитие автомобильного и авиационного транспорта привели к резкому ослаблению роли железнодорожного транспорта. Как результат этого, 30 июня 1977 года закончила свое существование железнодорожная почтовая служба США. В этот день использовался памятный штамп с изображением вагона с надписью «Железнодорожное почтовое отделение». На штампе надпись «Конец одной эры. Последний день железнодорожной почтовой службы. Нью-Йорк и Вашингтон». И это, не смотря на то, что первая почтовая марка с железнодорожной тематикой появилась именно в США в 1861 году.

          А родина железной дороги Англия – единственная страна, где имеется подземная почтовая железная дорога. Восемь ее станций соединены с основными сборными пунктами Британской почтовой службы. Поезда приводятся в движение и управляются автоматически.

         В заключении хочется отметить, что первая памятная марка в мире была выпущена в 1871 в Перу в честь открытия в этой стране первой железнодорожной линии. А самой редкой маркой железнодорожной тематики является почтовая марка США,  из серии, выпущенной в 1901 году к выставке в Буффало. На марке номиналом 2 цента изображен паровоз. Несколько листов этой марки были отпечатаны с ошибкой «перевернутый центр». Здесь вы можете видеть «нормальный» экземпляр, а изображение марки с ошибкой помещено в главе «Как появляются редкости».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] Смотри главу «Марки посылочные (пакетные)».

Hosted by uCoz