Доплатные марки.

 

          Появление доплатной марки, которая отрицает идею Роуленда Хилла о взимании почтовых сборов авансом, можно объяснить многими обстоятельствами. Во-первых, следовало учесть, что за неоплату или неверную оплату корреспонденции отправителем, получатель обязан был оплатить разницу по другому тарифу. Обычно штрафной тариф был в два раза больше обычного. Во-вторых именно для того, чтобы доказать клиенту оправданность неверного тарифа и необходимость доплаты и применяются доплатные марки, которые обязательно должны отличаться от марок общего назначения. Обычно доплатные марки наклеиваются на почтовое отправление с неправильной франкировкой, а получатель вносит стоимость доплаты наличными деньгами.

          Известно, что доплатные почтовые марки впервые были введены во Франции в 1859 году. Затем их стали использовать в Германии (1862), Италии (1863), Голландии и Бельгии (1870) и т.д. Выпускаются они во многих странах и в настоящее время. В одних странах они называются «порто-марками», в других «такса-марками», но их назначение одинаково – оплачивать полностью или частично не оплаченную корреспонденцию.

          Однако не все страны выпускают доплатные марки. Некоторые из них используют почтовые марки общего назначения, меняя их статус с помощью надпечатки или фигурной перфорации в виде буквы «Т» (“Taxe”).

          Известен достаточно курьезный случай, когда отсутствие доплатных марок на почте в Болгарии чуть не привели к беспорядкам. Случилось это в конце 1901 года в городе Рущуке (в настоящее время Русе). На почтамте  Софии  кончился запас доплатных марок и почтовая администрация Болгарии приказала временно, вместо доплатных марок, использовать обыкновенные почтовые марки. Однако население  города Рущука категорически отказывалось оплачивать неправильную франкировку писем, на которых не было доплатных марок. Под эту неразбериху некоторые граждане даже резко увеличили свою почтовую переписку, причем старались максимально недоплачивать за пересылку. Почта города начала нести финансовые убытки. Начальник почты пробовал ввести специальные квитанции для указания суммы доплаты – население города посчитала это произволом, и опять отказалось платить. И только тогда, когда почтовое ведомство стало ставить на обычных марках символ доплаты – букву “T”, население смирилось, и конфликт был улажен.

          С 1879 почтовое ведомство США выпускает доплатные марки. Причем концевые марки серии номиналом 30 и 50 центов выходили очень небольшими тиражами. Это и понятно, столь крупные номиналы для доплаты использовались крайне редко, ведь пересылка обычного письма внутри страны стоила 1 цент. Отметим, что по статусу доплатных марок их  нельзя было просто купить на почте, они использовались только по назначению, вследствие чего очень ценились у коллекционеров. Сообразительный филателист стал сам себе отправлять неоплаченные бандероли с кирпичами. Стоимость пересылки такой бандероли доходила порой до 10 долларов. Несчастные почтальоны доставляли эти бандероли, а коллекционер получал желанные марки. Однако многократные жалобы почтальонов привели к тому, что однажды к нему пришла официальная бумага, в которой содержалось требование получать свои бандероли на почтамте и доставлять их домой самостоятельно. Филателист согласился и на эти «драконовские» условия. Таким образом, он накопил немалое число редких марок, которые впоследствии выгодно продавал торговцам почтовых марок.

          Однако на этом эта история не кончается. Прошло много времени и оказалось, что доплатные марки малых номиналов встречаются гораздо реже, чем описанные нами марки. Оказалось что увлекшись поиском редких марок высоких номиналов, коллекционеры начисто забыли о марках маленьких номиналов. Ну а судьба почтовых марок у населения довольно печальна. Чаще всего они просто выбрасываются вместе с конвертом. В результате самой дорогой доплатной маркой США стала марка номиналом 3 цента. Ее цена по каталогу Скотт-2000 составляет 7500$.

          Земская почта России использовала доплатные (долговые – по терминологии земской почты) очень часто. Земская почта являлась продолжением государственной почты. Однако в работе земской почты были известные ограничения. Государство установило зону деятельности земской почты – только один уезд. В результате, если письмо отправлялось из глубинки одной губернии в отдаленное место другой, то на нем, скорее всего, появлялись почтовые марки земства – отправителя, марки государственной почты и долговые марки (или штампы) земской почты – получателя. Это хорошо видно на иллюстрации конверта отправленного в январе 1892 года из Лужского  в Богородский уезд[1].

     Государственная почта России доплатные марки не использовала. Для этой цели применялись специальные  штампы «Доплатить». Но однажды произошел курьезный случай. «В Вильне из почтового ящика вынуто письмо без всякой почтовой марки, адресованное Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу Георгию Александровичу. Долго думали чиновники, будет ли законным послать письмо по назначению, наложив доплатной штемпель. Много искали они в почтово-телеграфных правилах и циркулярах ответ на этот вопрос, но ни до чего не додумались. Чтобы не навлечь на себя вины, почтовые чиновники сами купили марки, наклеили их и отправили по назначению»[2].

          О нестандартном случае было доложено начальству, и в результате были сделаны изменения в почтовых правилах. «Главное управление почт и телеграфов о порядке пересылки доплатной корреспонденции на Высочайшее Имя, сообщило, что не вполне и вовсе не оплаченная корреспонденция на Высочайшее Имя, подаваемая на почту, не должна быть принимаема; такая же корреспонденция, вынутая из почтового ящика, должна быть отослана по назначению, но без наложения доплатного штемпеля»[3].

          Во многих странах доплатные марки используются и в настоящее время, хотя все большее число стран отказывается от них. Вот несколько примеров последних лет.

          Французская почта прекратила выпуск и использование доплатных марок. Все они изъяты из обращения с 19 ноября 1988 года. Это решение относится и к французской почте в Андорре.

          Немецкий журнал «Михель- Рундшау» (1996, № 2) поведал миру о том, что британская почта меняет систему взимания доплаты. Она отказывается от применения доплатных марок, ставших уже привычными в этой стране с 1914 года. Вместо этого адресат недостаточно франкированного почтового отправления получит от обслуживающего его отделения карточку-извещение с указанием недостающей суммы. Затем он может: наклеить на карточку марки на нужную сумму и отправить ее обратно обслуживающему почтовому отделению; выкупить задержанное отправление непосредственно в самом отделении... или просто проигнорировать извещение, но в этом случае отправление по истечении установленного срока будет возвращено отправителю. Таким образом, находящиеся сейчас в обращении доплатные марки с изображением короны св. Эдуарда и надписью «То рау» («Доплатить») исчезнут с почтовых отправлений. Действующие ныне серии из девяти марок номиналами от 1 пенни до 5 фунтов и появившиеся впервые в почтовом обороте 15 февраля 1994 года будут в дальнейшем использоваться лишь как фискальные марки для взимания налогов и таможенных сборов.

          В СССР первые доплатные марки вышли в декабре 1923 года. В настоящее время, в России доплатные марки не применяются. При неверной франкировке почтового отправления, почта возвращает его отправителю с овальным штампом «Доплатить ____ ». В небольших населенных пунктах России поступают  еще проще. Неправильно оплаченное письмо возвращается отправителю с сопроводительным ярлыком, где работник почты указывает сумму доплаты, ставит свою подпись и календарный штемпель.

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] На конверте три почтовые марки: Лужской земской почты номиналом 3 коп., государственной почты номиналом 7 копеек и Богородской (в настоящее время г.Ногинск) земской почты номиналом 5 копеек, которая и является доплатной.

[2] «Русские ведомости» 18 августа 1896 г.

[3] «С.-Петербургские ведомости» 29.07.1897 г.

Hosted by uCoz