Содержание.

 

УГОЛЬНЫЕ ПЕЧАТКИ УРАЛА ИЗ СМОЛЕНСКА.

В. Галанов.

            В нумизматической коллекции Смоленского государственного музея-заповедника есть небольшая подборка суррогатов денежных знаков. Однако и среди них выявлены достаточно редкие, интересные экземпляры. До настоящего времени они не были точно атрибутированы и опубликованы. И, как следствие этого, оказались невостребованными, не использовались в музейных экспозициях.

           Речь идет о так называемых угольных печатках. В музее их четыре экземпляра. Ранее по учету они проходили под "псевдонимом" – "знак денежный, в форме квадрата, Россия (?)". Изучение "родословной" этих экспонатов позволило установить их предыдущего владельца. В "Кратком каталоге предметов древностей Смоленского городского историко-археологического музея" (Смоленск, 1908 год), который был составлен хранителем древностей музея В.И. Грачевым, они числятся под № 1506 и относятся к большой нумизматической коллекции, пожертвованной музею в 1904 году генерал-майором А.П. Клачковым.

           Надо отдать должное, общее их определение, сделанное в то время, было верным. Текст каталога гласил: "четыре Уральские горно-заводских знака четыреугольной формы" (орфография подлинника). Как известно, основным назначением этих монетовидных знаков был учет сырья (древесный уголь, руда, известь), сдаваемого на различные металлургические заво­ды Урала и Сибири. Добыванием и доставкой его занимались приписанные к заводам, позднее – вольнонаемные крестьяне.

          Сегодня, благодаря труду И.Г. Спасского и О.С. Тальской "Угольные пе­чатки собрания Государственного Эрмитажа", а также изданному в 2000 году в Екатеринбурге каталогу угольных печаток Э.А. Григорьева и В.В. Машкова, смоленские раритеты были атрибутированы без труда. Все печатки относятся к раннему типу. Три датируются 1749 годом, а одна – второй половиной XIX века. Печатки принадлежат разным металлургическим заводам Урала. Две из них – угольные, а две – рудные. В аббревиатуре лицевых сторон буквы "У" и "Р" соответственно. В екатеринбургском каталоге три печатки помечены высшей степенью редкости – 4.

        Учитывая, что типы всех "смоленских" печаток попали в названный каталог, остановимся лишь на особенностях наших экземпляров, с отсылкой к каталожному номеру.

       

        Полевской завод, рудная (Кат. № 289). Отличие – в дополнительных знаках на о.с. Утолщенная к центру линия делится пополам короткой чертой. Один конец линии заканчивается точкой, другой – насечкой (рис. 1).

        Императрицы Анны завод (Сысертский), рудная (Кат. № 318). Замечательна тем, что не имеет надчеканок, т.е. вторично не использовалась. Это повышает ее редкость, (рис. 2).

        Юговский завод, угольная (Кат. № 344). Весьма примечательна тем, что имеет две надчеканки с годом, а еще точку в центре о.с. Надчеканен год 1803 на о.с., а на л.с. предположительно цифра 808 (вероятно 1808 год). В результате надчеканок печатка деформировалась. Разновидность печатки данного типа, с надчеканками и точкой, в каталоге не оговорена. Это позволяет присвоить и этому экземпляру высшую степень редкости (рис. 3). Ее даже можно считать уникальной, т.к. на сегодняш­ний день она известна в единственном экземпляре.

         Уткинский завод, угольная (Кат. № 326). Отличается от трех предыду­щих простотой оформления лицевой стороны и несоблюдением квадратности формы (22х20). Причина в том, что эта печатка была изготовлена на месте, в то время, как три предыдущие чеканились в единой серии на Екате­ринбургском монетном дворе. Описанный экземпляр – четвертый из известных в настоящее время. Несоответствие формы этой печатки стандартному квадрату отличает ее от экземпляра, указанного в каталоге (рис. 4).

         Выявленные в Смоленском музее угольные печатки позволяют пополнить информационную базу одного из интереснейших разделов отечественной нумизматики. А экземпляры, не включенные в известные каталоги, требуют дальнейшего изучения.

         В заключение хочу высказать свое мнение по одному вопросу, возникшему в ходе работы над материалом.

         При описании угольных печаток типа тех, что рассмотрены в статье, автора каталога Э.А. Григорьев и В.В. Машков употребили словосочетание «косой крест». Не могу бездоказательно с этим согласиться.

        Дело в том, что "косой крест", как некий знак м символ, понятие в геральдике вполне конкретное, имеющее не очень благозвучное название – салтир. Косой крест широко использовался как графическая эмблема в язычестве Древней Руси и в ее христианской истории. Знаком одного из князей Ливонии, династии Гедеминов, был также косой крест. Изображения косого креста неоднократно использовалось на древних монетах. Но не думаю, что при чеканке угольных печаток в крестообразующие разделительные линии была заложена некая смысловая нагрузка. А поэтому, при описании лицевых сторон угольных печаток данного типа лучше писать: круг разделен на четыре сектора двумя диаметральными линиями, пересекающимися под прямым углом (или близким к прямому). Можно просто взять словосочетание "косой крест" в кавычки или особо оговорить использование этого термина.

         Впрочем, замечание это ничуть не умаляет значимости проделанной авторами работы*, а изданный каталог стал ценным справочником для работников музеев и коллекционеров-нумизматов.

Литература:

1. Угольные печатки. // Свердловский историко-краеведческий музей: Коллекции и экспонаты. – Свердловск, Среднеуральское книжн. изд., 1992. – С. 198–199.

2. Э.А. Григорьев. Угольные печатки Урала и Сибири. // Уральский нумизматический вестник, № 1. Екатеринбург, 1993. – С. 26–51.

3. Э.А. Григорьев, В.В. Машков. Угольные печатки: Каталог знаков учета сырья в металлургической промышленности России ХVIII–ХХ вв. // Урал фин.-юрид. ин-т. Екатеринбург, 2000.

4. В.И. Галанов. Угольные печатки из Смоленска. // Девятая Всероссийс­кая нумизматическая конференция: Тезисы докладов и сообщений. СПб, Изд. ГЭ, 2001. – С. 147-149,

5. Д. Фоли. Энциклопедия знаков и символов – М.: "Вече", ACT, 1996.

6. Ivanauskas E., Balčius M. Lietuvos didžiosios kunigai štystes lydiniai ir monetos nuo 1387 iki 1495 metц. Vilnius. 1994.

 

* К сожалению В.В.Машков умер в 2000г», в период своей активной творческой деятельности.

**Выражаю искреннюю благодарность зав. отделом Смоленского музея В.И. Склеиновой за помощь в поиске материалов по теме.

Содержание.

Hosted by uCoz