Содержание.

О МОНЕТАХ IXXI ВЕКОВ, НАЙДЕННЫХ В СМОЛЕНСКОМ КРАЕ.

Е. Шмидт.

         В последней четверти IX века Смоленский край вошел в состав Древнерусского государства, и его население – смоленские кривичи – приняли активное участие как в экономической, так и в политичес­кой жизни государства. Начиная с Х в., наряду с расширением тер­ритории и укреплением военной мощи Руси, шло хозяйственное осво­ение земель и бурное развитие ремесла, формировались торгово-ремесленные центры, превращавшиеся в города. Одновременно осваива­лись торговые пути, связывавшие Смоленскую землю с другими русс­кими землями и заморскими странами, в том числе, стал функциониро­вать постоянно "путь из Варяг в Греки", проходивший от Черного мо­ря по Днепру через Киев, Смоленск и далее по волокам в Зап. Двину и Ловать до Новгорода и через Ладогу к Балтийскому морю. Были и другие пути из Днепра по волоку в р. Вазузу и далее на Волгу, или из Днепра в районе Дорогобужа в Угру и Оку. Наряду с обменом из­делиями и продукцией, внутри Смоленской земли развивается торговля с другими землями и в обиход стали входить деньги в виде металлических монет, служивших мерилом стоимости товаров.

          Начиная с IX века в пределы Смоленской земли стало регулярно поступать, в основном, восточное серебро в виде арабских монет – дирхемов. Этому свидетельствуют как отдельные находки в разных местах, так и обширный клад монет, найденный у дер. Кислые на реке Жереспее, включавший сотни целых серебряных дирхемов и большое количество их обрезков. Наличие в кладе обрезков объясняется тем, что стоимость дирхема определялась не номинальной надписью, а ве­сом серебра (один дирхем весил около 3,9 г). Купцы имели соответственно складные весы и гирьки и при совершении акта покупки то­вара монеты взвешивали и, если вес монет не соответствовал весу гирьки, то отнимали или добавляли эти обрезки монет. В Гнездове на поселении конца IX-Х вв. находили такие гирьки, а в гнездовских курганах в погребениях купцов того времени были и весы, и гирьки, и монеты. В пределы Смоленской земли, судя по археологическим дан­ным, дирхемы поступали с начала IX в. по 20-е годы XI в. Так самая поздняя монета найдена в Дорогобужском районе в кургане и 4 у бывшей деревни Харлапово. Она чеканена Наср ад-Дауля абу-Наср Ахмед между 1011 и 1020 годами. Есть находки дирхемов, чеканенных и ранее IX века, видимо они были долго в употреблении на Востоке, прежде чем в IX-X вв. попали в Смоленское Поднепровье.

         В конце IX и в Х вв. в пределы Смоленского края поступают моне­ты из Византии. В районе Смоленска их находили неоднократно: серебряные денарии из Гнездова и Янова, а также золотые монеты из Гнездова, в том число солид императора Феофила из кургана № 47 дати­руется 829-842 гг. н.э. Он видимо долго был в употреблении, а в начале Х в. использовался в качестве подвески к ожерелью.

        В XI-XII вв. направление монетного потока в Смоленскую землю изменилось: они стали поступать преимущественно из Западной Европы. В г. Смоленске известны находки как отдельных монет, так и большого клада на Рачевке. В сельском местности они найдены в нескольких некрополях, так например, в курганах у бывшей дер. Харлапово обнаружены: германский пфенниг Ордульфа, датируемый третьей четвертью XI в. и монета англо-саксонская Этельреда (994 - 1000 гг.).

        В Древнерусском государстве киевские князья Владимир и Ярослав в XI в. чеканили собственные монеты из серебра и золота (серебреники и златники), но в пределах смоленской земли при археологичес­ких раскопках они пока не обнаружены, нет также сведений и о их случайных находках.

        В рассматриваемое время в пределах Смоленского края монеты использовались не только по своему прямому назначению в торговле, но и как металл в ремесленном производстве, местные ювелиры из монетного серебра изготавливали различные украшения: височные кольца и серьги, браслеты и перстни, подвески к женским ожерельям и пр. Зна­чительное количество монет использовалось непосредственно в женском наборе украшений в качестве подвесок. В таком случае к монете приделывали ушко или в ней просто проделывали отверстие. Но были они не только украшениями, а служили еще в качестве амулетов-оберегов, что особенно характеризует период Х-ХII вв. В это время происходили большие перемены на Руси. В 988 году официально было принято христианство, но еще долгое время, особенно сельским населением продолжались исполняться языческие обряды и почитаться языческие боги. Если светская власть и служители христианской церкви разрушали языческие капища и  свергали языческих богов-идолов, и пре­пятствовали исполнению языческих обрядов, то сельское население в деревнях, удаленных от административных и новых религиозных центров, долгое время (около двух столетий) еще поклонялось языческим богам и не нарушало старые традиции. Среди всего языческого пантеона богов особенно почитался Дажьбог – бог Солнца. Его символом был круг, иногда включавший крест или многочисленные лучи, исходящие из центра круга. До принятия христианства в Смоленской земле амулеты-обереги круглой формы, связанные с культом солнца, как правило но были широко распространены и не входили в комплекс женских украшений. Начиная с XI века они были почти обязательными элементами женских украшений и по тогдашним представлениям должны были еще защищать их владельцев от злых темных сил. Иногда круглые подвески орнаментировались или дополнительно совмещались с другими языческими символами, связанными также с культом солнца, в виде креста (рис. 4, 5), или небольшого кружочка о расходящимися от него прямыми или изо­гнутыми лучами (рис. 9), или в виде многочисленных кружочком (рис. 7). Такое же значение вкладывалось в амулеты-обереги, изготовленные просто из монет арабских, византийских и западноевропейских (рис. 10,12). Последние многократно были обнаружены при раскопках курганов Х-ХII вв. в Гнездове, Харлапове, Янове, Васильеве, Заозерье, Туринщине и в других местах.

Круглые амулеты-обереги: 1-9 монетообразные орнаментированные; 11, 13 монетообразные гладкие; 10 - монета-дирхем; 12-западноевропейская монета.

Содержание.

Hosted by uCoz