История возникновения известных вещей.

Альбом для марок.

          Первой маркой помещенной в альбом, был не «черный пенни». Еще раньше в 1774 году генеральный сборщик пошлин Ирландии Джон Бурке создал коллекцию гербовых марок. У него в столе накопилось несколько сотен миниатюрных налоговых документов. Д.Бурке решил привести их в собственную систему и начал расклевать разноцветные квитанции в конторской книге. Так появился самый первый альбом для марок и первая коллекция класса «Ревеню».

 Конверт.

          Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Как известно из  курса истории люди, населяющие эти древние страны, писали клинописью на глиняных табличках. Эти сведения знает каждый школьник. Однако ассирийцы еще в III тысячелетии до нашей эры применяли то, что может называться предшественником конверта. После обжига таблички с текстом письма, ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-«письмо» и табличка-«конверт» не становились единым куском. «Конверт» разбивали и читали «письмо». Так обеспечивалась тайна переписки в те далекие времена. До наших дней дошло два таких «письма». Они вместе с «конвертами» хранятся в Лувре.

          Идея создания бумажного мешочка для писем появилась, можно сказать, случайно. Однажды мистер Бревер[1], владелец писчебумажного магазина в английском городе Брайтоне, задумал к рождеству обновить витрины. В последнее время торговля складывалась не совсем удачно. Нужно было как-то привлечь покупателей. Но как? И мистер Бревер решил воздвигнуть... бумажную пирамиду. Внизу положил самые крупные листы, предназначенные для печатания газет. В середине – поменьше, а наверху – самые маленькие, размером не больше визитной карточки.

          Изобретательность мистера Бревера не осталась не замеченной: о бумажной пирамиде заговорил весь Брайтон! Около витрины постоянно толпились любопытные. Особым вниманием пользовались маленькие листики на вершине пирамиды. Они-то и обеспечили мистеру Бреверу успех в торговом деле, а затем и славу изобретателя. И вот почему...

          Раньше брайтонцы писали письма на бумаге разного формата. Но после рождественской выставки в писчебумажном магазине стало модным пользоваться для переписки бумагой формата визитной карточки. Мода находила все больше поклонников, хотя «визитки» были не совсем удобны, потому что «письмо» надо было еще складывать в виде пакетика, чистая сторона которого предназначалась для адреса.

         И тогда мистеру Бреверу пришла в голову счастливая мысль. Он решил изготовлять специальные пакеты, чтобы продавать их вместе с листками бумаги. Сначала он сделал небольшую партию таких пакетов и раздавал их в виде бесплатного приложения к купленной у него бумаге. Новинка пришлась по вкусу. Теперь уже все хотели от- править свои письма непременно в «пакетах мистера Бревера». Только вот выкраивать и клеить их не каждому хотелось. Да и не всякий умел это делать хорошо. Предчувствуя большой успех, мистер Бревер поручил изготовление почтовых пакетов двенадцати специальным предприятиям. Он даже придумал машину для изготовления конвертов

          Это произошло в 1820 году. А чуть позднее «пакеты мистера Бревера» стали называться «конвертами» – от английского слова «tо cover» (закрывать). Так, благодаря выдумке торговца и стремления общества не отстать от моды, и  появился современный конверт. Еще через несколько десятилетий идея  предварительного проклеивания одного из клапанов конверта озарила француза Пуарье. До этого письма скреплялись сургучом или специальной облаткой[2].

          Может и правда, что центр моды находится в Париже, но только не в почтовом деле, где истинные законодатели мод - англичане. В конце 19 века именно они ввели у себя моду на разноцветную почтовую бумагу, окраска которой должна соответствовать дню недели. По понедельникам принято писать на бумаге цвета морской волны, по вторникам на бледно-розовой, по средам на серой, по четвергам на светло-голубой, по пятницам на серебристой, по субботам на желтой и по воскресениям на белой. Производство цветной бумаги приняло широкие размеры и принесло большие доходы производителям и торговцам. А как легко стало модным людям контролировать работу почты.

         Париж не остался в долгу. Примерно в то же время и «…в Париже в большой моде почтовая бумага самых ярких цветов: красного, зеленого, голубого. Монограммы делаются очень маленькими на верхнем левом углу, тисненные золотом на белом щите. На конвертах не делают больше монограмм, зато высшим шиком считается запечатывать письмо белым сургучом, письма теперь душат очень мало или совсем не душат»[3].

          Заговорив о сургуче, следует рассказать и его историю.

  Сургуч.

          В античные времена люди писали письма на восковых табличках, которые складывали вместе и обвязывали шнурком. На шнурок ставилась печать отправителя. Римляне оттискивали ее на воске, а греки применяли для той же цели смесь глины и воска, называемую мальтой. В средние века пчелиный воск доминировал в качестве материала для печатей. Цвет печати зависел от содержания письма: на свадебных приглашениях она была белой, на сообщениях трагического характера черной.

        В некоторых странах, в том числе и в России, печати делали из свинца или благородных металлов – золота и серебра. Тонкий листочек металла сгибали пополам и на нем оттискивали штемпель. Такая печать висела на шелковой или льняной нитке, поэтому на Руси она получила название «вислой».

          А вот новый материал для печатей - сургуч пришел к нам с Востока. Мореплаватели парусника «Виктория», который находился в составе экспедиции Магеллана, в числе заморских диковинок привезли из Китая в Испанию сургуч – особое клейкое вещество, получившее название «испанского воска». Тогда сургуч был большой редкостью. Только несколько мастеров владели искусством его изготовления. Но испанцы недолго оставались единственными обладателями секрета сургуча. Уже в середине 16 века некий Самуэль Циммерман, житель немецкого города Аугсбурга, в сочинении об искусстве переписки (были в старину и такие руководства) привел рецепт изготовления красного сургуча: «Взять чистой белой смолы, распустить ее на умеренном угольном огне и, когда она распустится, снять с огня и вмешать в смолу на один фунт четыре лота мелкой малярной киновари, дать вместе застыть или перелить в холодную воду, и получится красивый, красный, крепкий сургуч».

          Сургуч применяется для защиты содержимого писем и в наше время. Сургучная печать хорошо видна на приведенном письме, франкированном 8 первыми марками Финляндии и  посланное из Гельсингфорса (ныне Хельсинки) в Петербург в 1858 году. На фрагменте второго конверта видна личная печать отправителя, которая защищает содержимое письма от посторонних. Российская же  почта применяет сургуч только для опечатывания посылок, ценных писем и бандеролей. Причем следует заметить, что российская почта ставит оттиск своей служебной печати и не допускает использование личных печатей отправителя.

 

 Зубцовка  на марках.

            Первые марки Англии и других стран были без зубцов. Они печатались листами, и на почте, при продаже, отделялись одна от листа простыми ножницами. Расстояние между первыми  марками составляло менее 2 мм, и эта процедура требовала особой аккуратности. Неудивительно, что у многих дошедших до нас марок Англии первых выпусков отсутствуют углы и края.

          Первый же год обращения марок принес большое количество жалоб и нареканий. Примером может служить письмо, направленное Р. Хиллу – «отцу» первой почтовой марки, в котором содержалась рекомендация печатать марки таким образом, чтобы между ними была выдавлена глубокая линия, позволяющая «отделять одну от другой без помощи ножа или ножниц».

          Целыми днями щелкали ножницы в окнах продажи почтовых марок. Занимался этим и почтовый работник Дублинского почтамта Генри Арчер. По вечерам у него болела рука, особенно большой палец, на котором ножницы оставляли даже мозоли. Арчер начал размышлять, как облегчить этот тяжелый труд. Однажды его взгляд упал на швейную машинку жены. Он вставил два листа бумаги и прошил их без нитки. Генри Арчил согнул листы и попробовал разорвать их. Бумага с небольшим усилием разорвалась точно по прошитой строчке. Экспериментируя дальше, Арчил  попробовал использовать спиленную иголку для получения больших отверстий. Далее он додумался до пресса с рядом тупых иголок, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Это была первая перфорационная машина для линейной перфорации марок.

          Он продемонстрировал свой метод служащим Лондонского почтамта, которые сочли «нежелательным рекомендовать» его руководству почтового ведомства Англии. Однако последнее все же вняло разъяснениям Генри: если марочные листы перед продажей прокалывать (в соответствии с его идеей), это облегчит их использование.

          В результате Г. Арчер получил заказ на создание двух перфорационных машин и поставку их компании «Перкинс, Бэкон & Питч», печатавшей марки. Неутомимый ирландец успешно управлял перфорационными машинами на экспериментальной скорости, оперируя с небольшим количеством марочных листов. Однако при контрольной проверке машины не справились с вложенной кипой.

         Было опробовано несколько вариантов. Вначале перфорация наносилась просечкой: машина работала на принципе вращающихся ножей, которые делали надрезы в листах. Второй вариант машины также оказался неудачным, так как резаки быстро затуплялись и портили поверхность стола, на котором велась просечка. Затем изобретатель стал использовать перфораторы игольчатого типа, которые опускались на бумагу, проходя сквозь отверстия, высверленные в металлической плите. Иглы располагались таким образом, что пробивались три стороны каждой марки в ряду, четвертая сторона перфорировалась после соответствующего перемещения листа. Первой «рабочей» перфорационной машиной стала так называемая «гребенчатая». После долгих экспериментов идея Г.Арчера наконец-то осуществилась - в 1854 году вышли первые почтовые марки с перфорацией.

          Разрабатывались и другие варианты перфорации, в результате появилось большое число различных  типов зубцовок.

Зубцемер.

          На заре филателии многие коллекционеры считали главным элементом почтовой марки рисунок. На зубцовку они смотрели, как на ненужную роскошь, портившую внешний вид марки. Поэтому частенько перфорацию обрезали.

         В декабрьском номере за 1866 год бельгийский филателистический журнал «Почтовая марка» опубликовал статью видного коллекционера доктора Леграна Магнуса о зубцах на почтовой марке. Автор обращал внимание читателей на то, что у одинаковых по рисунку марок может быть, в зависимости от года выпуска, разная перфорация. Поэтому ее не только не следует обрезать, а наоборот, стараться коллекционировать марки с неповрежденными зубцами, чтобы их удобнее было измерять. Магнус первым предложил обозначать зубцовку в виде отношения перфорации горизонтальной стороны марки к вертикальной. Коллекционер сделал линейку, состоящую из нескольких рядов черных точек. Диаметры точек и расстояния между ними соответствовали различным перфорациям, а зубцовки расположил одну под другой – от мелкой до крупной.

          Другими словами, месье Легран впервые предложил современное обозначение зубцовок, предложил способ измерения перфорации и придумал знакомый каждому собирателю марок зубцемер.

 Наклейка.

          Изобретателем наклейки для марок считают врача из Копенгагена Роуальда Веделя., который еще в 1882 году стал наклеивать марки при помощи небольших полосок бумаги с нанесенным клеем. Об изобретении узнала Лейпцигская филателистическая фирма «Мошкау». Именно эта фирма начала массовое производство наклеек.

 До востребования.

           Корреспонденция «до востребования» в наши дни явление обычное. Первое же упоминание об этой услуге содержится в Почтовой книжке за 1849 год, где сказано: «Письма с надписью: «оставить на почте до востребования – Poste restaude» выдаются получателю в почтовых конторах». Позже в Циркуляре № 18311 от 20.10.1877 года указано: «Корреспонденция с надписью «до востребования» не доставляется адресатам, а хранится в почтовом учреждении отдельно от прочей, в алфавитном порядке, до явки адресата.»

 Буклет.

          В 1877 году англичанин Ю. Котс предложил продавать марки сброшюрованными в небольшой тетрадке, которую удобно носить в бумажнике. Предложение отклонили, однако в 1891 году одному частному синдикату все же разрешили изготовить буклеты для продажи марок через автоматы, так как британские почтовые служащие, изрядно уставшие от бесконечного отрывания марок от огромных листов, задумались, кому бы перепоручить эти утомительные заботы. Итак в начале 1891 года частная фирма «Синдикат по распространению марок» установила в здании лондонской почты специальные автоматы. Опустивший в них однопенсовую монету становился обладателем марки, вложенной в маленькую книжечку, в которой чистые листы для записей перемежались с рекламными объявлениями. Покупатели и продавцы получили и еще одно удобство: книжечка упаковывалась в пустой конверт, и отпала нужда лишний раз подходить к почтовому окошку. Так еще одно английское изобретение начало быстро завоевывало мир. Первый опыт был так удачен, что уже на следующий год подобные автоматы можно было встретить  в почтовых отделениях  английской Южной Африки. Постепенно технология производства начала усложняться. В 1907 году в Австро-Венгрии, а чуть позже и в Бельгии стали разделять марочный лист на параллельные столбики, брошюровать их и заключать в картонные обложки. Полученное изделие напоминало записную книжку («карнет» по-французски). Так с легкой руки бельгийцев, а Бельгия франкоговорящая страна, появился еще один термин - карнет, который обозначает то же самое, что и буклет. В дальнейшем я буду пользоваться более привычным для российского коллекционера термином - буклет. 

         Успех буклетов более позднего выпуска можно объяснить, что они стали хорошим источником коммерческой информации, Поначалу всевозможные объявления о разного рода услугах, предоставляемых почтой, печатали только на обложках. Довольно часто выпускаются буклеты в США. На американских буклетах чаще всего помещается реклама филателистической продукции, выпускаемой почтовым ведомством или информация о событии, которому посвящен выпуск. 

На обложке буклета информация о предстоящей филателистической выставке. На обложке буклета реклама нового вида коллекционирования, придуманного почтой США - сувенирные страницы. Это красиво оформленный лист картона размером А4, на котором наклеен квартблок почтовых марок и дается их описание. 

       Затем фирмы-изготовители стали помешать рекламные тексты и на купонах к маркам – особенно широко занимались этим в Бельгии. 

          

         В последние годы рекламу на купонах во многих странах потеснили краткие, но информационно насыщенные комментарии к сюжетам марок. Это конечно очень интересно, но отношение коллекционеров к буклетам достаточно неоднозначное. Дело в том, что выпуск достаточно большого количества буклетов часто нельзя объяснить только заботу об удобстве клиентов почты. "Пламенная любовь" почтовиков разных стран к ним можно объяснить чисто материальными причинами –  это заставить купить коллекционера дополнительно не один комплект марок, а сразу несколько. Не секрет, что многие коллекционеры обращают большое внимание на перфораию (зубцовку) почтовых  марок. Иногда чуть-чуть другой размер зубцов превращает марку в редкость. Изготовители буклетов учли и это обстоятельство. Посмотрите какие разнообразные варианты перфорации возникают при изготовлении буклетов. Посмотрим внимательно на буклет США. Хорошо видно, что марка номиналом 18 центов имеет в буклете имеет 4 варианта перфорации:

     1-2. Перфорация с 3-х сторон. Перфорация отсутствует или слева или справа.

     3-4. Перфорация с 2-х сторон. Нет перфорации справа и внизу или слева и внизу.

 

        Вот и приходится покупать буклет. Для коллекционера это несомненное  увеличение материальных затрат, однако мало кто способен удержаться от этого. Это было справедливо и тогда, когда буклеты выпускались исключительно для удобства потребителей. Вот например один из листков буклета ГДР 1954 года. В буклете было несколько листков со стандартными марками. На одном из них в правом нижнем углу помещена марка другого номинала. Это видимо сделано для того, чтобы получить "круглую" продажную цену буклета. А в результате коллекционеры получили интересную разновидность - оригинальную сцепку марок 10 и 20 пфенингов, что нельзя встретить в обычных листах. Так, что коллекционировать или нет марки выпущенные в буклетах должен решить сам коллекционер.

        В России централизованного выпуска буклетов не было, но петербургский, московский, рижский и киевский почтамты в разные годы изготавливали собственные. Известны и советские выпуски в Москве (1926 г.) и Харькове (1928 г.).   А вот почта современной России в 2001 году тоже решила порадовать коллекционеров выпуском буклетов. Выпустив серию  "Государственные символы Российской Федерации", почта России впервые выпустила буклеты с этой серией. 

          Во всем мире выпущенные буклеты продаются обычно по номиналу, либо с мизерной наценкой, которая покрывает стоимость упаковки. Россия опять пошла собственным путем. Выпущенные буклеты поступили в продажу по цене, превышающую номинальную стоимость на 70 процентов. Но и этим сюрпризы еще  не закончились. По заказу Администрации Президента были выпущены "большие" буклеты с марками этой же серии. Буклетом их назвать достаточно трудно. Следует даже изобрести специальный термин - это огромные буклеты-папки (размер 293х210 мм). В них кроме почтовых марок есть информационные листки, рассказывающие о истории государственных символов России на русском и английском языках.  Они были выпущены небольшим тиражом и изначально предназначались для подарков высокопоставленным лицам. Таким образом почта России внесла свой вклад в развитие терминологии филателии. До сих пор коллекционерам был известен термин МИНИСТЕРСКИЙ БЛОК, а теперь, по аналогии, появился еще и МИНИСТЕРСКИЙ БУКЛЕТ. Для справки: через некоторое время это "изобретение" попало и в магазины (видимо не нашлось столько министров)  по цене, превышающую номинальную стоимость марок в 7.2 раза.

  

Иллюстрированная почтовая карточка.

       Остается еще один вопрос: когда родилась первая иллюстрированная почтовая карточка? Можно утверждать, что ее появление относится к семидесятым годам прошлого века, а стимулом для этого стали, в частности, некоторые события франко-прусской войны 1870 – 1871 гг. Почтовая карточка стала для фронтовиков очень удобной формой переписки. Многие из них украшали такие карточки разными рисунками. Некоторые историки утверждают, что именно этот факт послужил толчком и ускорил появление официальной иллюстрированной почтовой карточки.

         Однако сегодня трудно установить точную дату ее появления, место ее рождения и первого автора. Французские филателисты утверждают, что это был книготорговец Леон Беснардо из Бретани. Зимой 1870 года недалеко от места его жительства стояла на постое французская армия. Когда выяснилось, что солдатам не хватает бумаги и конвертов, предприимчивый книготорговец использовал свои запасы плотной бумаги, из которой стал изготовлять маленькие карточки для корреспонденции.

        Заметив, что солдаты украшают карточки рисунками, он заказал в типографии в Ренне иллюстрированные карточки. Именно в таких обстоятельствах будто бы возникла первая французская иллюстрированная почтовая карточка. В 1870 – 1871 гг. Беснардо выпустил несколько их видов.

       В то же время, немецкие филателисты утверждают, что творцом первой иллюстрированной карточки был книготорговец А.Шварц из Ольденбурга. Он 16 июля 1870 года – в день мобилизации германской армии против Франции – выслал официальный почтовый бланк некоему Б. Брауну в Магдебург и украсил его в верхнем левом углу адресной стороны рисунком гренадера и словом "Mobile". В 1875 году он вновь вернулся к своей идее и издал 50 иллюстрированных открыток. Он описал эти факты и поместил репродукцию своей первой открытки лишь в 1900 году на страницах филателистического журнала.

        В апреле 1965 года на страницах швейцарского журнала "Briefmarkenzeitung" («Марочная газета») югославский теоретик филателии Мирко Вернер писал, что создателем первой иллюстрированной карточки был серб Петар Манойлович, офицер австро-венгерской армии, служивший в 1870 году в Вене. Именно ему пришла в голову мысль выпустить иллюстрированную открытку, что он и сделал совместно с редакцией выходившего тогда в Вене сербского журнала "Zmaj" («Дракон»). На этих открытках был изображен, в частности, дракон, держащий в когтях бумажную ленту, на которой можно было написать адрес, а также нарисованы характерные здания Москвы и Стамбула (куполы церквей и мечетей), поезд и пароход с гербом тогдашнего королевства Сербии. Карточки были напечатаны по заказу редакции «Дракона» венской типографией Вальдхейма. По мнению М. Вернера, в конце 1870 года открытки использовались для постоянной переписки редакции, а известный сохранившийся экземпляр этой открытки был отправлен из Вены в Сомбор (Югославия) 19 мая 1871 года.

          М. Вернер считает, что иллюстрированные карточки Беснардо появились лишь в 1873 году, а открытку Шварца трудно признать иллюстрированной, более того, она не была в регулярном обращении.

          Как видим, появление первой иллюстрированной почтовой карточки связано с различными обстоятельствами, которые, в общем, приходятся приблизительно на 1870 год. Не беремся разрешить этот спор. Напомним, однако, что самой первой иллюстрированной цельной вещью был «конверт Малреди», а его сатирические «воплощения» положили начало последующей моде на иллюстрированные конверты и почтовые карточки.

Тет-беш

          Считается, что первый  тет-беш[4] появился из-за ошибки печатников, которые просто неправильно вставили одно клише марки в печатную плату. Однако это не совсем соответствует истине. Первый «TET-BECHE» появился во Франции, причем появился сознательно.

          Создателем их является предприимчивый гравер по имени Анатоль Юло. Примерно в 60-х годах прошлого столетия ему удалось убедить руководителей французского почтового ведомства в том, что он изобрел «секретный» способ печати с досок, который исключает возможность подделки марок. Возможно, чтобы подкрепить свою ложь, он установил некоторые клише на досках в перевернутом положении, впервые получив таким образом «тет-беш». Все попытки филателистов найти сколько-нибудь удовлетворительное объяснение этого «секретного» способа не имели успеха. И хотя никто до сих пор не уяснил себе подлинного значения тет-беша,  последователи Юло появились во многих странах и тет-беши появляются нередко  и в настоящее время.

          В настоящее время это делается преднамеренно, например, для экономного использования бумаги при печати треугольных марок, при изготовлении буклетов, да и просто ради разнообразия. У марок прямоугольной формы возможны вертикальный или горизонтальный тет-беши. Если развернутые марки расположены в шахматном порядке, то в таком случае получается сочетание обоих видов тет-бешей.

          Тет-беш в подавляющем большинстве состоит из одинаковых марок. А вот если в листе печатаются различные марки, причем одна из них горизонтального формата, а другая вертикального, то при печати получается так называемое «куше[5]». На буклете Бельгии, изображение которого приведено ниже, все это видно очень хорошо. Правый вертикальный ряд из марок номиналом 5 франков и второй вертикальный ряд из купонов представляют собой классический тет-беш. Ну а третий ряд, состоящий из марок различной ориентации (горизонтальная и вертикальная) – классическое куше.

          

 

 

 

 

 

        Напомним еще раз, в настоящее время, тет-беш выпускается исключительно для филателистов. Исключения составляют выпуск треугольных марок. В этом случае выпуск тет-беш диктуется производственными причинами.  

        В конце XIX, начале XX века и куше появлялись по чисто производственным причинам. Например, множество куше появилось при печати земских почтовых марок России.  Изготовляя эти марки, уездные литографии очень берегли бумагу, и если на листе не удавалось расположить все марки в вертикальном положении, то на оставшемся узком месте они располагали марки в лежачем положении. Не буду больше ничего добавлять. Просто предлагаю посмотреть нижнюю часть листа земской почты Золотоношского уезда Полтавской губернии и все станет ясно.

Блок.

          В  период между мировыми войнами возникла еще одна форма коллекционирования, которая играет значительную роль и в настоящее время. Первым предшественником блока был малый лист, содержавший десять марок[6] номиналом 10 сантимов, выпущенный в 1906 году в Люксембурге. В то время не предполагали, что вскоре он положит начало новой волне в филателистическом мире.

          Минуло семнадцать лет, и неожиданно в 1923 году в Люксембурге напечатали 10-франковую марку не в листах по 50 или 100 штук, как это бывало ранее, а как отдельное целое, с небольшим обрамлением. Так родился первый блок. Видимо, это было сделано для того, чтобы марка в обрамлении бросалась в глаза. Отдельную марку легко потерять, а нужно иметь в виду, что 10 франков в то время были солидной суммой.

          В этой связи вспоминаются французские марки 1863 года с изображением Наполеона, номинал которых равнялся 5 франкам. Эти марки, редко используемые в ежедневном почтовом обращении, были получены и мелкими почтовыми конторами во Франции. Служащие, опасаясь, как бы не потерять дорогие марки, часто прикрепляли их скрепками к листкам книг или к папке, в которой хранились другие марки. Иногда они приклеивали марку одним углом. Поэтому большинство 5-франковых марок слегка повреждено. Таким же образом выглядело дело с марками первого выпуска Монако 1885 года. Эти марки печатались листами по 25 штук. Чиновники разделяли листы на полоски по 5 марок в каждой и приклеивали их в журналы, смачивая края. Именно этим объясняется тот факт, что марки Монако достоинством в 1 и 5 франков не встречаются в кварт-блоках.

       Но вернемся к проблемам филателистической моды. Оказалось, что люксембургский 10-франковый блок был напечатан тиражом лишь 5 тысяч экземпляров. В результате, спустя совсем немного времени, его цена стала резко расти. Может быть, именно этот фактор явился причиной своего рода «революции» в филателии и, к сожалению, положил начало новой опасной форме выкачивания денег из карманов филателистов.

          Ну а дальше началось. В 1925 году в Париже должна была состояться крупная международная филателистическая выставка. Такое мероприятие требует огромных расходов. Как их покрыть? Кому-то пришла в голову мысль выпустить специальный памятный блок, который можно было бы купить только одновременно с входным билетом на выставку. Организаторам выставки предложение понравилось. Был выпущен, небольшим тиражом, блок из четырех марок. Естественно вскоре, его коллекционная стоимость, стала довольно высокой. История повторилась в 1927 году во время выставки в Страсбурге. В этот раз был выпущен блок, ставший теперь большой редкостью. Оба французских блока – очень большого формата (14х22 см и 10,5х14 см), и наклеить их на письма было совершенно невозможно. Из-за большого размера значительная часть этих блоков повреждена.

        Во всяком случае, ясно, что так называемые «выставочные» блоки положили начало своеобразной  «блокомании», принявшей в дальнейшем огромные и опасные размеры.

       Стали выпускать памятные блоки по случаю всех крупных филателистических выставок. Самую большую карьеру сделал изданный в 1933 году австрийский выставочный блок. Не избежала искушения и почта СССР. Причем очень интересна история выпуска и дальнейшая судьба этого первого советского блока. Все послевоенные годы в филателистической прессе ведется дискуссия: можно ли блок, выпущенный к Первой всесоюзной филателистической выставке и помещенный в каталогах почтовых марок СССР последних изданий, считать почтовым блоком. Для ответа на этот вопрос надо выяснить обстоятельства его выпуска.

        В 1932 г. в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве проводилась Первая всесоюзная филателистическая выставка. Экспонаты впервые были подобраны по тематическому принципу. Всем приглашенным на открытие выставки вместе с пригласительным билетом выдавался и сувенирный блок, выпущенный крайне ограниченным тиражом – всего 500 экз. 25 экземпляров блока были снабжены дополнительной надпечаткой: «Лучшему ударнику Всесоюзного Общества Филателистов». Этими блоками награждались члены общества, безвозмездно работавшие по организации и оформлению выставки.

        Блок отпечатан на очень плотной бумаге (филателисты в дальнейшем назвали его "картонкой") размером 168х120 мм. (блок так редок, что даже составители каталогов часто указываю разные цифры). На нем помещены в натуральных цветах и размере 4 почтовые марки, выпущенные специально к выставке. Внизу имеется надпись на русском и французском языках: «Народный комиссариат Связи СССР», свидетельствующая об официальном характере его выпуска. Приказа наркома о выпуске блоков в почтовое обращение не было, что, учитывая крайне ограниченный тираж и сувенирное назначение, а также новизну издания блоков в СССР, по-видимому, и не требовалось. Однако почтовому отделению на выставке было дано указание принимать письма, оплаченные блоками или вырезанными из них марками, беспрепятственно. А вот официальной бумаге по этому поводу не обнаружено. Это можно объяснить тем, что было заранее известно, что практически все эти блоки останутся у коллекционеров. Да это и не удивительно. Действительно, каждый приглашенный на открытие выставки, получал только один экземпляр блока, и почти все приглашенные оставили их в своей коллекции в чистом виде. Гашеные блоки известны только со специальным штемпелем. выставки, наложенным красной краской в день ее открытия 5 декабря 1932 г.

         Несмотря на все эти споры о характере первого советского блока он традиционно включается во все российские каталоги, является одним из самых редких блоков СССР и желанным объектом для коллекционеров.

"картонка-97" Надпись на обороте.

         Но на этом филателистическая судьба "картонки" не закончилась. В 1997 году Москва принимала первую всемирную филателистическую выставку. Вот тут то вновь вспомнили о легендарной "картонке". По инициативе Канадского Общества Русской Филателии был сделан небольшой тираж "картонки-97", которая полностью копирует "картонку-32" по назначению и отличается от нее только памятной  надписью на лицевой стороне, и надписью на обороте, которая отсутствовала при печати "картонки-32". Но и тут не обошлось без курьезов. На некоторых блоках "картонки-97" надпись на обороте оказалась перевернутой. Так коллекционеры получили еще одну возможность стать обладателем легендарного блока.

       Страны, где не проводились филателистические выставки, прониклись завистью и начали выпускать блоки под разными предлогами. Памятные блоки посыпались как из рога изобилия. Нашлись коллекционеры, интересовавшиеся только ими. Однако, как каждая мода, мода на блоки стала отмирать к концу 30-х годов. К сожалению, она вновь оживилась после войны, и даже с удвоенной силой. Своим возрождением она обязана тематической филателии, поскольку сторонников этой формы коллекционирования не отпугивали даже высокие цены. Ведь, обычно, блок заканчивает серию почтовых марок, и имеет самый высокий номинал, которым впору оплачивать бандероль с кирпичами.

          А размеры блоков. Мы уже обращали внимание читателя на размеры первых французских блоков (14х22 см и 10,5х14 см). Но это далеко не предел. В 1964 году почта ГДР выпустила самый большой в мире блок. Он имеет размер 210х287 мм.[7]. Иллюстрация рекордсмена, уменьшенная более чем в 2 раза перед Вами. Большинство этих блоков  тоже имеют повреждения, так как такой гигант не помещается ни в один альбом. Но почтовые администрации продолжают выпускать блоки-гиганты. Вот один из последних примеров. В 2000 году во Франции вышел почтовый блок размером 185х245 мм. На нем всего 5 марок, посвященных самым известным спортсменам века. Славится своими гигантскими размерами и блоки США последних лет. Для примера хочется привести, естественно в уменьшенном виде[8], конверт, на котором наклеен далеко не самый большой блок США. Размер каждого из блоков[9], посвященных 200-летию США 203х153 мм, а размер конвертов, на которых они наклеены 280х185 мм. Представьте где и как хранить эти почтовые шедевры. Я долго ломал голову, каким образом использовать их в своей коллекции. Они же не помещаются ни на один выставочный лист. В результате, данные конверты хранятся просто в большой коробке.     

 

 

 


[1] По некоторым источникам Бремер.

[2] Вспомним строки из «Евгения Онегина»:

       Татьяна то вздохнет, то охнет;

       Письмо дрожит в ее руке;

       Облатка розовая сохнет

       На воспаленном языке.

[3] Журнал «Сын отечества» 18 сентября 1894 года

[4] Тет-беш это пара не разъединенных почтовых марок, рисунок одной из которых, по отношению к другой перевернут на 180 градусов.

[5]  Куше это пара не разъединенных почтовых марок, рисунок одной из которых, по отношению к другой перевернут на 90 градусов.

[6] Обычно почтовые марки печали в листах, насчитывающих десятки и даже сотни экземпляров.

[7] Это размер стандартного листа формата А4.

[8] Приведен только фрагмент конверта. Целиком он не поместился в окне сканера.

[9] В серии было выпущено 4 блока.

Hosted by uCoz